BriefEducation
Образование: теория и практика » Автоматизированная система оценки качества деятельности преподавателей кафедры "Информационные системы в экономике" » Применение интеллектуальных систем для анализа данных

Применение интеллектуальных систем для анализа данных

Страница 1

Гибридные экспертные системы – это такой метод решения неформализованных задач, с использованием которого задачу можно представить в виде иерархического дерева подзадач и указать для каждой из них свой метод решения.

За основу работы гибридных экспертных систем положена гибридная модель представления знаний [39]. Она рассматривает задачу как совокупность подзадач образующих иерархию.

Представленный на рисунке 1.23 граф называют графом связей задачи. Данные о значениях показателей, характеризующих деятельность объекта (x1, …, xn), используются для расчета оценок первого уровня (v11, …, v1k). Полученные данные становятся первичными для задач следующего, более высокого уровня (v21, …, v2m). Пройдя через все уровни графа, выделенные в процессе декомпозиции, на заключительном этапе рассчитывается значение комплексной оценки (M) на основе значений вершин предшествующего уровня.

Рисунок 1.23 – Представление комплексной задачи оценки с помощью гибридной модели

Всем вершинам графа связей (v11, …, v1k, v21, …, v2m, M) сопоставляются свои методы решения с индивидуальным набором параметров, который позволяет получить решения на всех уровнях иерархии.

В процессе прохождения через гибридную модель информация сжимается и, в конечном счете, сворачивается в единственный показатель – комплексную оценку. Однако, все значения промежуточных вершин являются доступными.

Такая схема агрегирования характерна для социально-экономических объектов. Руководитель организации должен видеть обобщенную картину состояния объекта, в то время как менеджеры более низкого уровня имеют расширенную информацию о части задачи, находящейся в их ведении.

Гибридная модель при решении задач оценки дает определенные преимущества. Во-первых, для разных подзадач можно использовать разные методы решения. Во-вторых, при изменении в механизме решения одной подзадачи не возникает необходимости в корректировке остальных. В-третьих, можно применить различные методы решения к одной подзадаче и сравнить результаты решения. В-четвертых, агрегирование информации в рамках гибридной модели не приводит к ее потере, все данные вплоть до первичных показателей могут быть восстановлены.

Таким образом, гибридные экспертные системы, сочетая различные методы, позволяют добиться существенно лучших результатов при решении неформализованных задач, чем описанные ранее методы решения.

Процесс решения задач оценки в рамках гибридной экспертной системы представляет собой последовательное решение следующих задач:

Настройка гибридной экспертной системы на предметную область:

построение иерархии задач,

выбор метода решения для каждой задачи,

формирование баз знаний для всех используемых методов по каждой сопоставленной им задаче,

расчет оценки,

интерпретация и объяснение полученной оценки.

Современный менеджмент сталкивается с постоянно растущими объемами информации (экономической, политической, социальной). Поэтому в наши дни возрастает необходимость создания и применения систем, которые способны не только выполнять однажды запрограммированный алгоритм действий над заранее определенными данными, но и способны сами анализировать вновь поступающую информацию, находить в ней закономерности, производить прогнозирование.

В 1950-х годах появилась система нейронных сетей. В этой области приложений самым лучшим образом зарекомендовали себя так называемые нейронные сети – самообучающиеся системы, имитирующие деятельность человеческого мозга. Применение нейронных сетей дало науке новый метод работы с информацией – «добычу данных» ("data mining") – то есть искусство работы с информацией, построенное на поиске и отборе полезной информации и выявление существующих закономерностей.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Кружковая работа с природным материалом как форма и метод развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями
Надежда Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание на то, что «…Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический». Полученные на уроке труда умения и навыки в работе с природным материалом и инс ...

Утренняя гимнастика до учебных занятий
Каждый школьный день нужно начинать с выполнения комплексов гимнастических упражнений, которые являются одним из обязательных элементов физкультурно-оздоровительных мероприятий. Утренняя гимнастика дома не освобождает учащихся от гимнастики до занятий, так как она является важным дополнением к заря ...

Занятие с книгами и картинками
На таких занятиях используют книги и серии картинок, изображения на которых объединены общим сюжетом. Основная цель занятий: формировать у детей осмысленное восприятие содержания речи взрослого, учить употреблять грамматические формы распространенного (более 3 слов) (к 2,5 годам) и сложного предлож ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru