BriefEducation
Образование: теория и практика » Автоматизированная система оценки качества деятельности преподавателей кафедры "Информационные системы в экономике" » Применение интеллектуальных систем для анализа данных

Применение интеллектуальных систем для анализа данных

Страница 1

Гибридные экспертные системы – это такой метод решения неформализованных задач, с использованием которого задачу можно представить в виде иерархического дерева подзадач и указать для каждой из них свой метод решения.

За основу работы гибридных экспертных систем положена гибридная модель представления знаний [39]. Она рассматривает задачу как совокупность подзадач образующих иерархию.

Представленный на рисунке 1.23 граф называют графом связей задачи. Данные о значениях показателей, характеризующих деятельность объекта (x1, …, xn), используются для расчета оценок первого уровня (v11, …, v1k). Полученные данные становятся первичными для задач следующего, более высокого уровня (v21, …, v2m). Пройдя через все уровни графа, выделенные в процессе декомпозиции, на заключительном этапе рассчитывается значение комплексной оценки (M) на основе значений вершин предшествующего уровня.

Рисунок 1.23 – Представление комплексной задачи оценки с помощью гибридной модели

Всем вершинам графа связей (v11, …, v1k, v21, …, v2m, M) сопоставляются свои методы решения с индивидуальным набором параметров, который позволяет получить решения на всех уровнях иерархии.

В процессе прохождения через гибридную модель информация сжимается и, в конечном счете, сворачивается в единственный показатель – комплексную оценку. Однако, все значения промежуточных вершин являются доступными.

Такая схема агрегирования характерна для социально-экономических объектов. Руководитель организации должен видеть обобщенную картину состояния объекта, в то время как менеджеры более низкого уровня имеют расширенную информацию о части задачи, находящейся в их ведении.

Гибридная модель при решении задач оценки дает определенные преимущества. Во-первых, для разных подзадач можно использовать разные методы решения. Во-вторых, при изменении в механизме решения одной подзадачи не возникает необходимости в корректировке остальных. В-третьих, можно применить различные методы решения к одной подзадаче и сравнить результаты решения. В-четвертых, агрегирование информации в рамках гибридной модели не приводит к ее потере, все данные вплоть до первичных показателей могут быть восстановлены.

Таким образом, гибридные экспертные системы, сочетая различные методы, позволяют добиться существенно лучших результатов при решении неформализованных задач, чем описанные ранее методы решения.

Процесс решения задач оценки в рамках гибридной экспертной системы представляет собой последовательное решение следующих задач:

Настройка гибридной экспертной системы на предметную область:

построение иерархии задач,

выбор метода решения для каждой задачи,

формирование баз знаний для всех используемых методов по каждой сопоставленной им задаче,

расчет оценки,

интерпретация и объяснение полученной оценки.

Современный менеджмент сталкивается с постоянно растущими объемами информации (экономической, политической, социальной). Поэтому в наши дни возрастает необходимость создания и применения систем, которые способны не только выполнять однажды запрограммированный алгоритм действий над заранее определенными данными, но и способны сами анализировать вновь поступающую информацию, находить в ней закономерности, производить прогнозирование.

В 1950-х годах появилась система нейронных сетей. В этой области приложений самым лучшим образом зарекомендовали себя так называемые нейронные сети – самообучающиеся системы, имитирующие деятельность человеческого мозга. Применение нейронных сетей дало науке новый метод работы с информацией – «добычу данных» ("data mining") – то есть искусство работы с информацией, построенное на поиске и отборе полезной информации и выявление существующих закономерностей.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Формы организации воспитательного процесса
1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей? Игра имеет большое значение в развитии личности, основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании и, наконец, в процессе социализации. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: це ...

Работа с видеоматериалами на уроках истории в 7-9 классах
Одним из средств активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность. Под учебно-исследовательской деятельностью следует понимать форму организации учебно-воспитательной работы, включающую постановку творческих, исследовательских задач ...

Развитие представлений о сущности и необходимости самообразования в зарубежной педагогической науке
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику ...

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru