BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности обучения детей в разных возрастных группах в детском саду » Роль игр в развитие речи дошкольников

Роль игр в развитие речи дошкольников

Страница 1

Экспериментальная работа в детском саду выявила огромный интерес у детей третьего и четвертого года жизни к самым простейшим играм с куклами и другими игрушками.

Было выявлено, что наиболее эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или значительная часть которых отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности — речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.). С помощью игры легче выполнить программу по ознакомлению с окружающим, воспитанию звуковой культуры речи, развитию диалогической речи.

Игре и игровым приемам сейчас отводится ведущая роль в обучении дошкольников. Особенно эффективны разнообразные игры-инсценировки. В них наиболее успешно реализуются возрастные возможности детей и индивидуальность каждого. Так, например, детям 2 — 4 лет свойственна потребность в речевом общении с окружающими. Вместе с тем очень часто ребенок не может самостоятельно находить поводы для общения. И здесь ему на помощь приходит игра.

В младшем дошкольном возрасте овладение ребенком разнообразными способами действий осуществляется на основе подражания. Подчинение действий ориентирующему образцу — основа для умственного развития. Первые этические и другие представления также складываются в процессе усвоения малышом определенных образцов. В играх образцы поведения усваиваются детьми легче и прочнее.

В планах занятий должны быть предусмотрены хорошо известные практике игры с куклами и другими игрушками («Знакомство с новой куклой», «С нами знакомится Мишка Ушастик», «Купаем куклу», «Учим куклу говорить» и др.). Кроме того, в занятия должны быть включены игры-инсценировки, раскрывающие детям процесс изготовления реальных вещей («Делаем бумажную гирлянду для украшения елки» и др.).

Должны быть в программе игры, цель которых — подсказать детям выходы из конфликтных ситуаций, типичных для взаимоотношений младших дошкольников; научить общаться, использовать элементарные формы речевого этикета. Например, в игре «Учимся не ссориться» дети должны вежливо уступать друг другу игрушки («Поиграешь, а потом отдай мне. Пожалуйста, не забудь!»), в игре «Шаг назад — и оглянуться!» малыши усваивают, что, когда воспитатель что-то рассказывает или показывает, нельзя стоя рядом с ним толкаться, сердиться друг на друга, что следует позаботиться о том, кто меньше тебя ростом, и пр.

Практически все занятия должны иметь выход в самостоятельные игры детей, которые, начавшись в ходе занятия, продолжаются и после него. Воспитатель является активным участником этих игр, а в ряде случаев в них включаются приглашенные «в гости» дети из старшей группы, которые заранее подготовлены педагогом и знают, о чем и как им следует поговорить с малышами, чему научить.

В дидактических играх, играх-драматизациях, играх-инсценировках дети учатся общаться друг с другом, приобретают навыки диалогической речи. В них предусмотрены беседы, когда кто-то из детей задает вопросы всем присутствующим, а те отвечают. Например, в дидактической игре «Кто где живет» (на классификацию животных) ребенок показывает товарищам выбранную им картинку и ведет с ними примерно такую беседу:

— У меня на картинке теленочек. Я угадал, ребята?

— Ты прав. Это теленок.

— Теленок живет не в лесу, а у человека. Поставлю эту картинку туда, где дом… Девочки и мальчики, я правильно выполнил задание?

— Да, правильно. Ты, Алеша, молодец!

Исследования показали, что использование в обучении такой модели речевого общения, как «ребенок— группа детей», дает значительный развивающий и воспитывающий эффект.

Игры-инсценировки типа «Доктор, помогите» направлены на воспитание умения вести более сложные диалоги. Дети несут Айболиту заболевшую игрушку, рассказывают, что случилось. Воспитатель задает уточняющие вопросы, ответы на которые ребенок ищет самостоятельно, мобилизуя имеющийся у него запас знаний. Вот пример одной из бесед Айболита с ребенком пятого года жизни по телефону:

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Методика организации психологических тренингов для формирования личностных качеств учащихся
Тренинг – интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. До принятия ЕГЭ традиционные выпускные экзамены считались своего рода репетицией вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при пос ...

Организация и этапы опытно-экспериментальной работы
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...

Организация администрации образовательной системы
Вся совокупность субъектов администрации образовательной системы во Франции объединена под названием «Общественная служба национального образования». В этой службе задействованы различные уровни администрации Министерства образования, министерства, представленные различными образовательными учрежде ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru