BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Управление Болонским процессом

Управление Болонским процессом

Страница 1

В июне 1999 г., когда было принято решение о создании к 2010 г. европейского пространства высшего образования, единственным руководящим органом Болонского процесса были конференции министров. С самого начала за ними закрепилась функция общего мониторинга и управления процессом. После Болонской встречи состоялись три конференции министров – в Праге (2001 г.), Берлине (2003 г.) и Бергене (2005 г.). Каждая из них завершалась подписанием коммюнике, в которых оценивались успехи и определялись направления и приоритеты действий в рамках процесса на следующие годы.

Однако с самого начала было ясно, что эффективное управления процессом не может быть обеспечено одними силами конференций министров. В сентябре 1999 г. на встрече в Тампере министры образования ЕС высказались за создание дополнительных органов. В результате было создано две группы – расширенная группа (enlarged group) и управляющая группа (streeting group). На встрече министров в Праге эта структура была реорганизована, в результате чего появились Болонская Рабочая Группа (Bologna Follow-up Group, BFUG) и Болонская Группа Подготовки (Bologna Preparatory Group, BPG). Состав последней формировался из представителей стран, являющихся принимающими на предыдущей и следующей встречах министров, а также двух стран ЕС и двух стран вне ЕС. Председательское кресло в Группе Подготовки занимал представитель страны, принимающей следующую конференцию министров. На Группу Подготовки возлагались, в основном, технические функции по подготовке министерских встреч. Что касается Рабочей Группы (BFUG), то она составлялась из представителей стран-участниц процесса (2-3 представителя от каждой страны, причем один, как правило, представлял соответствующее министерство, а другой – академическое сообщество), а возглавлять ее должен был представитель страны председательствующей в это время в ЕС. Рабочая Группа (BFUG) стала руководящим органом Болонского процесса между встречами министров, осуществляющим текущий мониторинг и управление. В частности, в ее функции входило определение графика и содержания официальных «болонских» семинаров, обсуждение докладов стран-участниц перед вынесением их на конференции министров, рассмотрение заявлений стран на вступление, подготовка аналитических материалов к министерским конференциям, в том числе, официальных докладов Болонской Рабочей Группы. Постепенное расширение функций Группы поставило вопрос о создании внутри нее дополнительных структур. На Берлинской конференции министров 2003 г. были созданы Совет (Board) и Секретариат. Основными задачами Совета стали координация и мониторинг выполнения рабочей программы BFUG, организация внутри BFUG малых рабочих групп с привлечением внешних экспертов, поддержка «болонских» мероприятий, обеспечение поддержки и помощи новым участникам Болонского процесса, координация действий по проведению анализа процесса и др. На Секретариат была возложена организационная и техническая работа по обеспечению деятельности Рабочей Группы и Совета.

Постепенный рост «болонской бюрократии» сопровождался и ростом участия в ней неправительственных организаций. Так, на Пражской конференции 2001 г. «консультативными членами» BFUG стали Европейская ассоциация университетов (EUA), Европейская ассоциация высших учебных заведений (EURASHE) и Национальные союзы студентов Европы (ESIB). На Берлинском совещании 2003 г. ряды консультативных членов были расширены за счет Европейского центра высшего образования СЕПЕС-ЮНЕСКО, а на Бергенской конференции 2005 г. к ним присоединились Панъевропейская структура организаций «Международное образование», Европейская организация обеспечения качества в сфере высшего образования (ENQA) и Союз конфедераций промышленности и работодателей Европы (UNICE). Кроме того, с 2001 г. полноправным членом BFUG является Еврокомиссия, а Совет Европы с того же времени – консультативным членом. Комментируя расширение состава участников «болонских структур», П. Згага пишет: « “Болонская повестка дня” стала бы попросту невыполнимой, если бы представители высших учебных заведений и студентов не рассматривались как равноправные партнеры за круглым столом…». Расширение роли неправительственных организаций было вызвано и тем, что после осуществления необходимых законодательных реформ, проведенных в большинстве европейских стран в первой половине первого десятилетия 21 века, ответственность за реализацию болонских реформ перешла от министерств и правительств к вузам. Нужно отметить, что сами вузы приняли на себя эту ответственность, о чем было заявлено в 13 пункте Декларации Глазго, принятой весной 2005 г. Европейской ассоциацией университетов.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников
Проведение историко-педагогического анализа проблемы обучения слабослышащих школьников, описанного в 1 главе дипломной работы, позволяет вычленить следующие теоретические положения организации опытно-экспериментальной работы по формированию интонационной выразительности речи как условия развития тв ...

Коррекционно-развивающая работа с учащимися 3 класса с особыми образовательными потребностями
Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота ее вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы — большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства п ...

Проект по развитию умения обобщать младших школьников при изучении математики
Цель проекта: в соответствии с гипотезой и теоретическими выводами, сделанными в 1 главе, а также результатами констатирующего эксперимента, отраженного во 2 главе, составить проект на основе алгебраического материала ИУМК «Школа 2000» Петерсон 3 класс, результатом которой будет сформированность ум ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru