BriefEducation
Образование: теория и практика » Активизация познавательной деятельности на уроках истории в 7-9 классах » Семинар как форма активизации познавательной деятельности

Семинар как форма активизации познавательной деятельности

Страница 1

Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары.

Семинар - это:

• «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»;

• «форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения».

Считается, что настоящие семинары начали проводиться в Московском университете со второй половины XIX века, у историков их проводил В. Н. Герье. Семинарский метод обучения он рассматривал как основную и самую действенную форму приобщения студентов к использованию хрестоматийных источников и исторической литературы на научной основе. До сих пор чаще всего используется лишь вопросно-ответная форма семинара и реже -обсуждение рефератов.

Вопросно-ответные семинары значительно легче вести учителю, учащимся готовиться к ним тоже достаточно просто. Но эти лёгкость и простота сказываются на качестве изучения истории: оно не всегда отвечает потребностям исторического образования. Метод вопросно-ответного семинара в меньшей мере направлен на осмысление, в большей - на заучивание учебного материала, так как здесь практически превалирует повторение материала лекции и учебника.

При переходе к разнообразным формам семинарских занятий учителю необходимо осознать трудности, которые встретятся на его пути. Прежде всего, самому учителю надо преодолеть тягу только к вопросно-ответным семинарам и семинарам с обсуждением рефератов. Ему надо быть готовым к препятствиям освоения других, более сложных, но и гораздо более продуктивных методов семинарских занятий. Неудачи и промахи на первых порах не должны служить поводом к отторжению новых методов как непригодных к использованию.

Среди наиболее эффективных форм проведения семинара предлагается семинар с элементами дискуссии. Современный семинар не может обходиться без дискуссии.

Некоторым учителям кажется, что в этом методе нет ничего необычного, ведь сейчас дискутируют все. Однако анализ семинаров-дискуссий показывает, что нередко содержание таких занятий заключается в известном, но несколько перефразированном выражении: «Много шума и . ничего».

В переводе с греческого, дискуссия - это рассмотрение, исследование. В русском языке термин имеет несколько определений:

• «публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы»;

• «устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения».

Тип дискуссии зависит от целей, определенных учителем на конкретное занятие.

Императивный тип дискуссии (требующий безусловного согласия), в условиях которой участники семинара приходят к общей позиции, общей точке зрения на предмет обсуждения.

Данный тип дискуссии оценивается как результативный: от нескольких точек зрения участники семинара подошли к одной; единая точка зрения аргументировано и обстоятельно доказана всеми учащимися и понята ими.

Конфронтационный тип дискуссии (столкновение мнений), в процессе которой участники семинара не приходят к единой точке зрения, занимая противоположные позиции. Он получил название «ничейный» поскольку участники семинара (микрогруппы из участников семинара) остались каждый при своём мнении.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Планы-конспекты уроков
Предлагаемые поурочные разработки в своей основе ориентированы на организацию работы класса по технологии дифференцированного обучения. Практически в каждом сценарии урока присутствуют задачи на готовых чертежах. Наличие уже готовых рисунков поможет учителю наиболее рационально использовать рабочее ...

Физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (6-ти - 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелки ...

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот
Адаптация детей-сирот в вузе - это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в соц ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru