BriefEducation
Образование: теория и практика » Ученые-востоковеды Казанского университета первой половины XIX века » Восточный разряд Казанского университета

Восточный разряд Казанского университета

Страница 1

В первой половине XIX века Казанский университет бесспорно являлся крупным научным центром России. Развитие капиталистических отношений, включение в состав России Закавказья и северных районов Средней Азии, освоение русскими переселенцами просторов Сибири и выход к границам Китая и берегам Тихого океана, географические открытия русских и иностранных путешественников содействовали развитию востоковедения как науки.

Крупную роль в научных стран Востока и развития передового русского востоковедения сыграл Казанский университет, в котором в первой половине XIX веке существовал единственный в России специальный восточный разряд, подготовивший плеяду выдающихся востоковедов. Профессора и преподавателя Казанского университета положили начало научного изучения стран.

Еще в 1769 году преподавание татарского языка было введено в Первой казанской гимназии, что явилось базой для успешного развития востоковедения в Казанском университете. По уставу 1804 года предусматривалось открытие самостоятельной восточной кафедры, что было продиктовано интересами внутренней и внешней политики царского правительства. Эти интересы к Востоку особенно возросли в начале XIX века в связи с усилением влияния России в странах Ближнего и Дальнего Востока. Нужны были русские, знающие восточные языки, поэтому было решено открыть при Казанском университете кафедру восточных языков. Она была открыта в 1807 году.

В этой связи следует отметить географические положения Казани. Казань становится центром торговли и экономических связей Востока с Россией. Она также являлась культурным центром обширного восточного края. Здесь легко можно было найти преподавателя восточных языков из местного населения.

Первым профессором восточной кафедры был Христиан Мартин Френ (1782–1851). Он был приглашен из Ростокского университета, потому что отечественных ученых для руководства кафедрой не оказалось. Из восточных языков предполагалось преподавать арабский и персидский язык, а также для желающих – еврейский и сирийский. Х.М. Френ Родился в 1782 г. в г. Ростоке, где окончил латинскую гимназию. Обучение арабскому и древнееврейскому языкам начал на богословском факультете университета Ростока под руководством гебраиста Олафа Тихзена (Oluf Gerhard Tychsen, 1734–1815), продолжил образование в университетах Гёттингена и Тюбингена. В 1802 г. окончил образование и отправился в Швейцарию, где до 1804 г. преподавал латинский язык в Бургдорфском педагогическом институте Песталоцци. Вернувшись в Росток, в 1804 г. защитил докторскую диссертацию, получив степени доктора философии, магистра свободных наук, а также доктора богословия. В 1806 г. принят приват-доцентом университета Ростока. В начале 1807 г. первый попечитель Казанского учебного округа С.Я. Разумовский обратился к Тихзену с просьбой порекомендовать кого-либо на замещение должности профессора восточных языков в только что основанном Казанском университете. Тот сразу же назвал имя Френа, как лучшего своего ученика. В 1807 г. Френ принял приглашение возглавить кафедру восточных языков Казанского университета и сразу получил должность ординарного профессора. В Казань он прибыл в октябре 1807 г.

Почти сразу же Х.М. Френ представил в Совет университета проект преподавания восточных языков, так как в первой четверти XIX века преподавание восточных дисциплин в университете носило произвольный характер, и разработанных учебных программ и планов по большинству предметов не было. С тех пор в практику вошел порядок представления в Совет ежегодных планов преподаваемых дисциплин.

Ввиду того, что занятия проводились на латинском, а учебные пособия отсутствовали, число слушателей лекции Френа постоянно сокращались. Иногда у Френа оставался лишь один студент. Как пишет И.П. Загоскин, сам Х.М. Френ уделял мало внимания слушателям и не поддерживал в них первоначального усердия. Для занятия профессорской должности Х.М. Френ не был подготовлен. Преподавательская должность Френа не принесла ожидаемых результатов. В одном из писем попечителю он и сам признавал это.

Самыми одаренными студентами Х.М. Френа были С. Кручинин и Я.О. Ярцев. Кручинин даже стал помощником Френа в преподавании восточных языков, но 30 июня 1809 года он скоропостижно скончался в университетской больнице. Я.О. Ярцев, стал первым казанским кандидатом восточной словесности. 19 мая 1816 г. он успешно защитил магистерскую диссертацию «О восточных словах, находящихся в русском языке», а уже 25 мая был утвержден и степени магистра восточной словесности. В период с января 1817 г. по январь 1818 г. Ярцев находился в составе российского посольства в Персии на должности канцелярского чиновника. По итогам данной поездки Я.О. Ярцев представил в Совет университета «Краткий журнал путешествия в Персию», «Дневные записи, веденные во время переезда от Тифлиса до Астрахани» и «Рассуждение о религии персиян». Магистр даже был награжден перским шахом знаком ордена Льва и Солнца второй степени за успех в изучении персидского языка. Однако, Я.О. Ярцев подавая большие надежды в области изучения восточных языков, вскоре оставил научную деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Тренинг по развитию педагогического артистизма у учителей и у студентов педагогических колледжей
Тренинг по развитию педагогического артистизма у студентов педагогических колледжей (тренинг предполагает общение на английском языке, в тренинге также присутствуют задания, где требуется не вербальное общение). Тренинг лучше всего проводить в классе большого размера, со студентами в количестве 20 ...

Программные средства, используемые для разработки мультимедиа курсов
На примере программных средств, используемые для мультимедиа курсов рассмотрим программу AutoPlay Media Studio. Интерфейс. Окно программы AutoPlay Media Studio 8.0.6.0 (рисунок ниже) можно условно разделить на шесть областей. Панель меню. Панель инструментов. Проводник проекта. Панель свойств объек ...

Формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения словесной речью
Память глухих детей изучалась целым рядом исследователей (Р.М. Боркис, И.М. Соловьёв и др.), и было установлено немало фактов, позволяющих видеть общие закономерности развития памяти детей, глухих и слышащих, а также специфические особенности в развитии памяти глухих. Остановимся отдельно на характ ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru