BriefEducation
Образование: теория и практика » Ученые-востоковеды Казанского университета первой половины XIX века » Восточный разряд Казанского университета

Восточный разряд Казанского университета

Страница 2

Научные работы Х.М. Френа были посвящены главным образом золотоордынской и арабской нумизматике. В казанском университете им была опубликована первая монография, посвящённая описанию 17 саманидских и буидских монет, не известных дотоле в Европе, причём её пришлось печатать на арабском языке, ввиду отсутствия в Казани латинского шрифта. Х.М. Френ считается первым казанским ученым-нумизматом, ставши основоположником научной нумизматики мусульманского Востока. Х.М. Френ, превративший нумизматику из любительского занятия в науку. Одна из главнейших заслуг Френа перед русской наукой состоит в открытии им богатых материалов для истории России и древних ее обитателей. Очень богатый запас сведений он нашел в большом географическом словаре арабского географа первой половины XIII века Якута. Известия этого словаря о Руси, волжских булгарах и хазарах, заимствованные Якутом из записки халифского посланника к булгарам Ибн Фадлана (922 г.), в связи со сведениями других восточных писателей, доставили Френу материалы для трех весьма важных монографий. Френ оставил немало рукописных трудов, помимо изданных академиком Дорном в двух томах, под заглавием: «Opuscula postuma» (1855–1877). Важнейший из ненапечатанных трудов – объемистый критический словарь арабского языка, над пополнением которого Френ трудился всю жизнь. Очень интересовался ученый древними рукописями на арабском языке. Он составил и издал список наиболее важных и редких исторических сочинений на восточных языках.

Девять с половиной лет Х.М. Френ возглавлял кафедру восточных языков в Казанском университете. В сентябре 1817 года он утверждается ординарцем академиком Академии наук России и назначается в Азиатский музей хранителем.

Хотя педагогической деятельности Х.М. Френ уделял недостаточное внимание, но его заслуги в области ориенталистики и нумизматики высоко оценены учеными всего мира. В Казани он превратился в известного арабиста, чему способствовало историческая почва Казанского края и имеющиеся здесь источники, что благоприятно сказалось на научной деятельности Френа. За свою жизнь он опубликовал более 150 исследования немецком, латинском и арабском языках, стал почётным членом более 20 академий и учёных обществ мира.

Х.М. Френ на должность руководителя кафедры восточных языков рекомендовал своего соотечественника Ф. Эрдмана, который был утвержден в этой должности 4 сентября 1818 года. Через год он был определен профессором восточных языков в Казанский университет. В 1826 г. Ф. Эрдман стал деканом словесного отделения, с 1828 г. возглавил арабо-персидскую кафедру, а с 1833 г. начал преподавать (вместо кандидата Берниковского) древнюю историю, однако уже в 1835 г. эта должность была вакантна.

Он также как и Х.М. Френ вел свои занятия на латинском и немецком языках, поэтому к 1822 году уже Ф. Эрдман лишился всех своих слушателей. Вставал даже вопрос о закрытии восточной кафедры. Поэтому поводу Совет университета был вынужден принять специальное решение о введении преподавания арабского и персидского языков в Первой казанской гимназии, чтобы подготовить учащихся к поступлению в университет.

О научно-педагогической деятельности Ф. Эрдман в литературе имеются два противоположных мнения. К группе ученных, которые резко отрицательно оценивал его деятельность, относился и сам Х.М. Френ, несмотря на то, что он сам рекомендовал его на эту должность. За 26 лет работы в Казанском университете Ф. Эрдман своих учеников из числа русских не оставил, впрочем, так же как и Х.М. Френ. Аналогично мнения придерживался и В.В. Бартольд в свое время выразился о нем так: «Как ученый, Эрдман не имел успеха ни на своей родине, ни в России…». А итсорик И.Ю. Крачковскии добавлял: «История оправдала этот приговор – многочислен­ные работы Эрдмана, как основанные на персидских материалах, так арабистические и особенно нумизматические, почти никогда не упоминаются в современной науке».

Другой точки зрения относительно Ф. Эрдмана, придерживался историограф Казанского университета Н.П. Загоскин. Он считал, что благодаря ему, казанский разряд восточной словесности получил широкое развитие. Конечно, нельзя умалять значение Ф. Эрдмана как востоковеда и утверждать, что его деятельность в Казанском университете в период с сентября 1819 г. по май 1845 г. прошла бесследно. Ф. Эрдман стремился к укреплению и расширению преподавания языков в университете. В списке напечатанных им работ числится 34 названия на немецком, латинском, русском и французском языке по лингвистике, истории, литературе и нумизматике, основанные на арабских и персидских источниках. В 1829–1834 гг. отделение словесных наук, Совет Казанского университета и академики – востоковеды Х.Д. Френ и Я.И. Шмидт обсуждали предложение Ф. Эрдмана «о составлении словаря татарского языка». Ф. Эрдманом было предложено отправить специалиста, знающего восточные языки в Казанскую, Астраханскую, Оренбургскую и Тобольскую губернию для сбора лингвистического материала. Собранный материал должен был лечь в основу «полной грамматики» и словаря, «который бы обнимал весь татарский диалект во всех его различных отраслях и к подробному и верному изложению истории татарской литературы». В дальнейшем Ф. Эрдман считал, что это исследование позволит «сравнить с точностью татарский диалект с турецким» и в целом откроет новую эпоху в тюркологии и «в изученных занятиях Казанского университета. Сохранившиеся архивные материалы и ряд публикаций отечественных историков освещают интересную полемику которая шла между российскими востоковедами Ф.И. Эрдманом, Х.Д. Френом и Я.И. Шмидтом в 1830–1834 гг. о принципах и практике составления татарского словаря. Как отмечает Р.М. Валеев: «Ее содержание составляет незабываемую страницу истории университетского и академического востоковедения в России».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Условия и факторы развития педагогического артистизма у будущего учителя английского языка
Для развития педагогического артистизма у учителя, ведущего любой школьный предмет, в том числе и английский язык нужны соответствующие условия, которые можно разделить на внешние и внутренние (см. рис.1). Рис.1. Условия развития педагогического артистизма у учителя английского языка. К наиболее су ...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не ...

Теоретические основы социально-педагогической поддержки
Гуманистическая направленность развития современного общества и образования призвана ставить в центр педагогических усилий личность ребенка. Нормативные документы указывают на то, что все дети, включая детей с особенностями в развитии, имеют равные права на получение качественного образования и вос ...

Разделы

© 2022 Copyright www.briefeducation.ru