BriefEducation
Образование: теория и практика » Ученые-востоковеды Казанского университета первой половины XIX века » Восточный разряд Казанского университета

Восточный разряд Казанского университета

Страница 3

Блестяще Ф. Эрдман проявил себя как скрупулезный собиратель восточных рукописей. Собранные им манускрипты являются не только гордостью научной библиотеке Казанского университете, но и занимают достойное место в отделах редких рукописей в Российской национальной библиотеке и библиотеке и ВГБИЛ. Однако свой научный потенциал, по словам Н.А. Мазитова, он не сумел реализовать. Его научные работы, особенно по нумизматике, были слабы. Он был слаб и как педагог. Пользуясь своим званием и положением, он брался за выполнение многих работ, но они выполнялись на недостаточном научно-педагогическом уровне и постоянно подвергались критике как со стороны Казанского университета, так и Академии наук.

В 1845 году он был вынужден оставить университет и перейти на административную работу - директором училищ в Новгородской губернии.

Огромная заслуга в создании и развитии востоковедных кафедр принадлежит ректору Казанского университета Н.И. Лобачевскому и попечителю Казанского учебного округа Мусину-Пушкину. Н.И. Лобачевский поставил перед собой задачу превратить Казанский университет в передовой центр России.

В 1828 году кафедра восточных языков была разделена на кафедру арабско-персидскую и турецко-татарскую. Последнюю должен был возглавить Халфин, но он вскоре скончался. Уже к 30-м годам XIX века востоковедение в Казанском университете начало быстро развиваться и постоянно совершенствоваться. Устав 1835 года фактически уже утвердил три восточные кафедры. Наряду с названными в 1833 году появилась монгольская кафедра, которую возглавил профессор Ф.М. Ковалевский. В 1837 году была учреждена кафедра китайского языка и словесности, под руководством архимандрита Даниила (Д.П. Сивилов), который преподавал в 1837–1844 гг. Преемником архимандрита Даниила в Казанском университете стал И.П. Войцеховский, заложивший основы научного маньчжуроведения в Казани. В 1841 году началось преподавание маньчжурского языка. Год спустя в Казанском университете открываются еще две новые кафедры: армянского языка (рук – С.И. Назариянц) и санскрита. В 1841–1851 гг. санскритский язык преподавал П.Я. Петров (1814–1875), возглавивший в 1842–1852 гг. кафедру санскритологии. В 1846 г. в университете открылась кафедра калмыцкого языка, возглавляемая монголоведом А.В. Поповым. Было также принято решение об открытии кафедры тибетского языка, во главе которой предполагалось поставить профессора В.П. Васильева. Все эти кафедры составили так называемый «восточный разряд» философского факультета, который с 1851 года вошел в состав историко-филологического факультета университета.

Казанский университет, возглавляемый Н.И. Лобачевским, пытался создать еще рад востоковедных кафедр (индостанского, тибетского и еврейского языка), необходимых для всестороннего и глубокого изучения Востока, а также создать на базе восточного разряда специальный Азиатский или Восточный институт, который стал бы основным центром изучения в России стран и народов Востока. Но ходатайство университета было отклонено царским правительством.

Многое сделали для развития востоковедной науки и преподавания татарского языка в Первой казанской гимназии и в Казанском университете династия Халфиных. Пять поколений Халфиных преподавали здесь. Одним из наиболее известных стал Ибрагим Халфин – первый адъютант восточной словесности среди татар. В Первой казанской гимназии и Казанском университете он преподавал татарский язык. И. Халфин был одним из первых татарских просветителей, он стремился знакомить татар с русской культурой и оказывал значительную помощь русским в изучении татарского.

В 1809 г. И.Х. Хальфиным была издана «Азбука и грамматика татарского языка с правилами арабского чтения, преподаваемая в Казанской гимназии». Она явилась не только первой сопоставительной грамматикой татарского и русского языка, но и первой печатной продукции русской типографии Казанского университета. В 1822 г. в университетской типографии вышла татарская хрестоматия И. Хальфина. Она называлась «Жизнь Джингиз хана и Аксак Тимура с привоскуплением разных отрывков, до истории касающихся, в коих все слова для обучающихся расположены по алфавиту». Анализирую данную работу М.З. Закиев отмечает: «Приведенный в хрестоматии материал вполне может быть использован при разработке истории татарского литературного языка. А татарско-русский словарь, который содержал в себе около 1600 слов, также может быть полезным для татарской лексикографии и лексикологии». Ибрагим Хальфин был первым в истории татарином, имевшим ученое звание. 11 августа 1823 года он был избран, а 17 сентября того же года утвержден адъютантом восточной словесности.

С 1826 года в Казанском университете начинается научно-педагогическая деятельность Александра Касимовича Казем-Бека, впоследствии ставшего ученым с мировым именем, крупнейшего знатока филологии, истории, права и философии стран Ближнего и Среднего Востока. Довольно подробно о его жизни и деятельности написала Н.А. Мазитова, которая отмечает, что о нем нет ни одного солидного исследования, за исключением отдельных сведений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...

Разработка автоматизированной системы оценки качества деятельности преподавателей кафедры
В качестве объекта исследования выступает кафедра «Информационные системы в экономике» (ИСЭ). На протяжении многих лет она устойчиво занимает одно из ведущих мест среди аналогичных подразделений Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова. Кафедра ИСЭ ведет подготовку ин ...

Эффективные средства и технологии управления инновационной деятельностью в школе
Особое внимание на современном этапе инновационной деятельности школы необходимо уделять диагностике конфликтов, возникающих в процессе инновационной деятельности, выделение противоборств, вызванных объективными причинами и тех, в основе которых лежат субъективные факторы. Наиболее эффективным сред ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru