Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Государственная политика в области образования отражена в документах последнего периода. Так, в Концепции образования на период до 2010 года дана характеристика состояния современного обучения в России и определены новые требования, цели и основные задачи модернизации образования.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года.
Указанные документы ставят перед школой задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, что определяет актуальность содержания данного исследования.
Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: И. З. Озёрский, В. Б. Бондаревский, З. И. Щукина, Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю. К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. И. Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.
Целью
данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся 7-9 классов и анализ форм работы, способствующих активизации познавательной деятельности.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи
:
1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников 7-9 классов.
2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как историческая игра и познавательные задачи (7-9 классы).
3. Охарактеризовать использование видеоматериалов в качестве средств активизации познавательной деятельности.
4. Исследовать возможности семинарской работы в курсе преподавания истории (8-9 классы).
Объектом
данного исследования является процесс преподавания истории в 7-9 классах.
Предметом
исследования является характеристика познавательной деятельности учащихся в связи с использованием тех или иных методов.
Таким образом, работа носит междисциплинарный характер, так как охватывает вопросы педагогики, психологии, истории, методики и прочих дисциплин.
В ходе исследования использовались следующие методы
: анализ, синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.
Гипотезой
работы выдвигается идея качественного изменения усвоения учебного материала в связи с использованием методов активизации познавательной деятельности школьников, при этом игра формирует познавательный интерес к предмету история; семинарские занятия способствуют углублению знаний по истории; видеоматериалы воспроизводят образное представление учащихся.
Для решения задач данного исследования использовались следующие методы исследования:
1. Всеобщие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по изучению возрастных и психологических особенностей учащихся 7-9 классов и по проблеме активизации познавательной деятельности в процессе обучения истории;
2. Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования;
3. Частные: изучение влияния различных средств обучения на изменение уровня познавательной деятельности, наблюдение.
Материалы по педагогике:
Семинар как форма активизации познавательной деятельности
Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары. Семинар - это: • «вид учебных занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»; • «форма учебного процесса, п ...
Характеристика основных видов движений
К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Они называются основными потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения. Эти движения в настоящее время имеют важное значение для человек ...
Реализация
принципа динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа
Сложная система – это многоуровневое образование, состоящее из многих взаимодействующих и взаимодополняющих частей, составляющих единое целое. Вполне правомерно назвать сложной системой педагогический, в том числе образовательный процесс. Его составными частями являются психологические и дидактичес ...