BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Финансирование системы образования в целом

Финансирование системы образования в целом

Страница 1

В развитых странах мира финансирование системы образования традиционно являются важнейшим вопросом государственной политики. Расходы на сферу образования составляют приоритетную статью расходов национальных бюджетов, а экономика образования представляет важнейший сектор национальной экономики. И это немудрено: система образования является главным поставщиком человеческого капитала, который составляет основу национального богатства современных обществ. О последнем говорят оценки крупных международных организаций. Так, по оценкам Всемирного банка, сделанным еще в 1994 г., около 75% национального богатства ведущих стран западного мира составляет человеческий капитал, тогда как физический – 19% в США и 23% в Западной Европе, природный – соответственно, 5 и 2%. В данной связи Франция, где доля частных источников финансирования системы образования в сравнении со многими развитыми странами невелика и основная нагрузка ложится на плечи государства, представляет особый интерес.

Франция является одним из европейских лидеров по показателю «расходы на образование к ВВП», при этом по объему ВВП она уступает в Европе только Германии. Доля этих расходов в конце XX в. – начале XXI в. претерпевала некоторые изменения: если в 1990 г. она составила 6,6%, то в 1994 г. она возросла до 7,6 % после чего рост остановился. В 1998 г. доля расходов равнялась 7,5%, а в 2002 г. – 7,2%. Нужно сказать, что рост, наблюдавшийся в начале 1990-х годов был во многом связан с общим замедлением темпов роста ВВП Франции (в 1993 г. имело место сокращение ВВП по отношению в предыдущему году), тогда как доля расходов на образование начиная с 1985 г. стремительно возрастала в силу увеличения числа учащихся, повышения роли территориальных коллективов в финансировании образования, а также проводимой государством политики ревалоризации преподавательской карьеры, подразумевавшей значительное увеличение зарплат преподавателей. Последовавшая за этим стагнация и некоторое сокращение доли расходов были вызваны возросшими темпами роста национальной экономики и, напротив, стабилизацией числа учащихся. Однако в глобальной ретроспективе, расходы на образование росли опережающими темпами по отношению к экономике Франции в целом (205 % и 185 % соответственно за период 1974 – 2002 гг.). Если касаться международных сравнений, то доля расходов на образование в ВВП Франции в 2001 г. превышала средний показатель стран-участниц ОЭСР (6,0 % против 5,6 %), но значительно уступала США (7,3%) и Корее (8,2%).

В количественных показателях расходы на образование выросли за период 1990 – 2002 гг. на 39 % и составили 115,5 млрд. евро (в ценах 2004 г.). При этом рост денежных расходов сопровождался сокращением числа учащихся в начальной и средней школе (- 4,4%) и ростом числа студентов (28,6%) и персонала (12,2 %). В этом смысле более показательными являются средние расходы на одного учащегося. Так, по этому показателю за период 1990–2002 гг. расходы выросли приблизительно на 37 % и составили 6 620 евро (в ценах 2003 г.). Однако в зависимости от образовательной ступени и типа учебного заведения эта цифра существенно разнится, о чем речь пойдет более подробно в следующем параграфе. По величине средних расходов на одного учащегося Франция (6 643$ в 2001 г.) существенно уступает США (10 675$), ряду стран Центральной и Северной Европы (н-р, Швейцарии (9 301$), Норвегии (8 873$), Дании (8 124$)) и, что интересно, Италии (7 607$). В то же время, она находится приблизительно на одном уровне с Японией (6 717$), Германией (6 450$) и странами Бенилюкса (~6 600$), оставляя позади Великобританию (6 082$) и Испанию (5 129$).

Также интерес представляют теоретические расчеты затрат, производимых образовательной системой на обучение одного человека. Так, по расчетам экспертов Министерства образования, в 2002 г. на 14-летнее обучение обладателя сертификата общего профессионального образования (BEP) тратилось 83 090 евро, на выпускника профессионального лицея (16 лет) – 102 810 евро. Несколько дешевле обходилось обучение бакалавров общего и технологического лицея (15 лет) – 90 550 евро. Таким образом, реформа профессионального образования, подразумевающая сокращение сроков подготовки профессиональных бакалавров с 4-х лет до 3-х, преследует не только цель повышения престижа среднего профессионального образования, унификации лицея, придания стройности профессиональному образованию, но и сокращение избыточных расходов. Что касается высшего образования, то там можно сделать не менее интересные наблюдения. 17-летняя подготовка технического специалиста высшей квалификации (BTS) оказывается более дорогой, нежели 18-летняя подготовка лиценциата (112 290 и 111 100 евро соответственно). Если взять годовые расходы, то разница окажется еще более внушительной – 10 870 евро против 6 850. Однако стоит принять во внимание, что эти цифры не учитывают особенностей подготовки специалистов разных направлений. Скажем, подготовка гуманитариев или юристов в университетах не требует крупных вложений, в то время как обучение технических специалистов вызывает необходимость содержать лаборатории, приобретать дорогостоящее оборудование и т.д.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Технология разработки тестовых заданий
Педагогический тест (тест успеваемости) - система заданий специфической формы, которая позволяет качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков. Интерес к тестированию – как методу педагогического контроля в последнее время заметно вырос. Но составление тестов, их примене ...

Процесс глобализации сферы высшего образования
Глобализация сферы высшего образования стала дополнительным фактором усиления европейской интеграции. На значимость этого процесса указывает Болонская декларация, где говорится о «противостоянии вызовам нового тысячелетия» и об увеличении международной конкурентоспособности европейского образования ...

Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Биробиджан. В эксперименте принимало участие 24 учащихся 1 «А» класса. Цель эксперимента - выявить уровни развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики. З ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru