BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Финансирование системы образования в целом

Финансирование системы образования в целом

Страница 2

Система образования Франции финансируется из нескольких источников. Прежде всего, это государство. Его доля, составлявшая в 1980 г. 69,1 % несколько сократилась и равнялась в 1990 г. 63,6 %, после чего она стабилизировалась вокруг отметки 63,5–64,5 %. Большая часть расходов приходится на Министерство образования (около 57 %), остальные 7,5–8 % расходов несут прочие министерства. Сокращение доли расходов государства было связано, как уже говорилось, с увеличением расходов местных властей с 14,2 % в 1980 г. до 18,5 % в 1990 г. и 19–20 % на рубеже XX–XXI веков. Помимо этого, часть финансовых потоков приходится на предприятия (около 5,5%) и прочие субъекты (2 %). На 8 % система финансируется населением (частный сектор образования и некоторые государственные вузы), хотя эта цифра постепенно сокращается (в 1990 г. – 11,2 %). В связи с идущим процессом децентрализации в ближайшее время можно ожидать дальнейшее сокращение доли государства и, напротив, увеличение доли территориальных коллективов.

Расходы на образование составляют крупнейшую статью государственного бюджета Франции. В 2003 г. на него тратилось более 23 % всех расходов госбюджета, что превышает совокупные расходы государства на инфраструктуру и оборону (около 22 %). При этом доля расходов на образование имеет тенденцию к росту (в 1989 г. она составляла только 18%). Распределением государственных средств, идущих на образование, занимается Главное управление финансов Министерства образования. Основные расходы государства идут на оплату труда преподавателей, выплаты стипендий, субсидии вузам, содержание административной системы. Расходы на капитальное строительство (главным образом, в секторе высшего образования) не превышают 1,7 % от всех расходов Министерства образования. 87 % расходов Министерства идет на государственный сектор образования, около 13 % – на частный (в 2003/04 уч. гг. в нем находилось 10,3 % всех учащихся).

Структуру расходов (в %) основных субъектов финансирования на 2003 г. можно представить в виде следующей таблицы:

Министерство образования

Территориаль-

ные коллективы

Предприятия

Население

Начальная школа

22,1

50,8

-

17,2

Средняя школа

55,1

34,5

20,2

40,7

Высшая школа

13,4

0,7

13,7

22,3

Содержание аппарата

7,6

6,3

-

6

Прочие расходы

1,8

7,7

66,1

13,8

Всего

100

100

100

100

Как видно из таблицы, приоритет отдается начальному и среднему образованию, что связано, в первую очередь, с численностью учащихся этих ступеней образования (в 2002/03 уч. гг. – соответственно, 43,7 % и 37,4 % всех учащихся). Высшая школа, где находится 14,7 % всех учащихся, находится несколько «в тени» субъектов финансирования. Впрочем, имеющиеся источники не позволяют со всей уверенностью говорить о приоритетах государственной и региональной политики в области финансирования учебных заведений.

Можно ожидать, что децентрализационная реформа 2003-04 гг. несколько изменит представленные соотношения, и часть высвободившихся в результате перераспределения полномочий средств будет перенаправлено из средней школы в высшую. При этом стоит отметить относительную дороговизну содержания административного аппарата системы образования. Расходы на него составили в 2003 г. 6 782 млн. евро, что сопоставимо с общим объемом расходов Министерства образования на университеты (7 549 млрд. евро). Вообще, содержание государства обходится французскому обществу достаточно дорого: в среднем, на него тратится 13 662 евро в расчете на одного жителя.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Разработка сценария родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему "Дошкольник готовится стать школьником"
Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе. Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии. Задачи собрания: Разговор за "круглым столом" о формировании готовности ребёнка к обучению в школе. Дать представление о понятии " ...

Из опыта работы школьных педагогов с родителями
Мы попытались изучить и проанализировать опыт школы по работе школьных педагогов с родителями. И пришла к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей мною будет представлено родительское собрание и деловая игра. Опыт школы по оптимизации взаимоотношений педагогов и ...

Дидактические игры как средство эстетического развития младших школьников с нарушением интеллекта
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, и о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru