BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Устаревшие слова как один из пластов русской лексики

Устаревшие слова как один из пластов русской лексики

Страница 1

Смысловая сторона слов все больше привлекает к себе внимание исследователей языка.

Понятия "лексика" и "лексикология" наиболее подробно раскрыты Д.Н. Шмелевым.

Лексикой называют словарный состав языка, причем слова в этом случае имеют в виду в их индивидуальных (лексических - в противоположность грамматическим) значениях. Каждое слово способно обозначать те или иные предметы, признаки, явления действительности - это и характеризует слово как единицу лексики.

В.А. Синицын лексикологию называет как "раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка в его историческом развитии". В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения его лексического значения, употребления и происхождения. Лексика русского языка имеет несколько пластов: исконно русский, старославянский, заимствованные слова; общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; неологизмы (новые), архаизмы и историзмы (устаревшие слова) и другие.

В соответствии с выбранной нами темой выпускной квалификационной работы "Особенности толкования устаревшей лексики детьми старшего дошкольного возраста" для нас представляют интерес устаревшие слова, которые главным образом сохраняются в составе книжной лексики и несут на себе особый стилистический отпечаток - отпечаток архаичности. Это устаревшие слова, но еще не вытесненные окончательно из языка. Такие слова обозначаются обычно как архаизмы (например, златой, ланиты, око, отныне и т.п.). Значительную группу архаизмов современного русского языка составляют старославянизмы: брег, град (‘город’) и др. В некоторых случаях в качестве архаизмов при вполне нейтральных словах старославянского происхождения выступают их исконно русские соответствия, например: враг - ворог, шлем - шелом и др.

Архаизмы - это слова, называющие такие предметы и понятия, которые сами по себе никак не устарели, но для обозначения, которых используются теперь другие слова. Поэтому архаизмам почти всегда можно найти достаточно точные соответствия среди слов нейтральной лексики: вежды - веки, доселе - до сих пор и т.д.

Иногда наряду с лексическими архаизмами выделяют также семантические архаизмы, обозначая этим термином устаревшие значения современных слов. Например, глагол ‘вещать’ имеет современное значение, которое сопровождается пометкой "специальное" - ‘передавать по радио’, а также устаревшее значение - ‘прорицать, изрекать’. Последнее можно назвать семантическим архаизмом. Не учитывая наличие у слова архаического значения, мы неправильно истолковали бы приведенный пример.

Кроме архаизмов в составе устаревшей лексики находятся так называемые историзмы. В отличие от архаизмов, слов, стилистически нейтральное выражение значений, которых в современном языке осуществляется другими словами, историзмы обозначают реалии, исчезнувшие к настоящему времени или ставшие неактуальными в современной жизни. Исчезновение реалий приводит к переходу их обозначений из активного словаря в пассивный, отмечают лингвисты. Историзмы современного русского языка относятся к реалиям разных эпох и народов. Обычно соответствующая приуроченность слова отмечается при его толковании (например, братина - "Ковш, употреблявшийся в старину для питья вина"; дворня - "При крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме").

Некоторые из названий, обозначавших исторические реалии, были использованы для обозначения новых близких по функции предметов и таким образом совмещают в своей семантике исторические и актуальные значения (т.е. являются лишь "частичными историзмами"), например, значения существительного шлем: "1. Старинный металлический воинский головной убор, защищавший от ударов, стрел.2. Специальный головной убор летчиков, танкистов, лыжников и др., а также особый головной убор для защиты от солнечных лучей. Кожаный шлем. Пробковый шлем.3. Специальное устройство, предохраняющее голову и изолирующее ее от внешней среды. Водолазный шлем. Кислородный шлем (обеспечивающий поступление кислорода)". У других историческое значение совмещено с более отвлеченным переносным - глашатай, меч и т.д.

Д.Н. Шмелев замечает еще, что вышедшие из употребления предметы и сами по себе не в одинаковой степени исчезли из жизни, поэтому их обозначения неодинаково "далеки" от нас . Трон, корону, кольчугу, братину и т.д. можно увидеть в ряде музеев; о князьях, губернаторах и т.п. мы читаем не только в произведениях нашей классической литературы или учебнике истории, но и в современных газетах, когда речь идет о зарубежной жизни. Следовательно, это не такие историзмы, как боярин, вече, полюдье и т.д., а, скорее, вышедшие из активного оборота слова, своего рода слова "на пенсии", не имеющие актуального значения в современной речи, но обозначающие не исчезнувшие, а существующие реалии. Для выяснения значения устаревших слов необходимо обратиться к толковому словарю В.И. Даля.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Типы нестандартных уроков
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. Учителями разработано много методических пр ...

Раскрытие геометрического материала учащимся 1–4 классов
Геометрический материал достаточно равномерно распределён по урокам. Первая единица измерения, с которой знакомится первоклассник – сантиметр. Важным этапом в формировании представлений об отрезках является использование для этого модели одного сантиметра: узкую бумажную полоску длинной в 1 см., ку ...

Взаимодействие ДОУ и семьи с целью гармонизации воспитания и развития ребенка
Семья и детский сад – это две активные составляющие системы сотрудничества, но проблема их взаимодействия в последнее время становится одной из самых актуальных. Взаимодействие ДОУ и семьи является важным условием в воспитании, развитии и подготовке ребенка к учебной деятельности. Совместные усилия ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru