Детская игрушка во все времена отражала культуру общества. Вкладывая игрушку в руки малыша, мы оказываем достаточно сильное влияние на его мировоззрение.
Много столетий назад, на Руси было распространено язычество, и в те времена многобожие охраняло весь мир. Русалки, домовые, водяные, полевики, овинники, лешие, - по приданию, отвечали за какой-то один дом, лес, реку, луг, овин. Иногда отчаиваясь в просьбах к известным божествам, люди воссоздавали себе самодельных богов: из глины, камня и дерева, - идолов, которые могли выглядеть, как люди, иногда походили на небесных птиц, иногда – на солнечных коней Сварога (бога огня у язычников)
Минули века. На русскую землю пришла новая религия – христианство. А старые боги достались детям, как игрушки. Идолы стали куклами, солнечные кони – детскими лошадками. Но и в таком виде, люди предполагали, что идолы не теряли волшебной силы. Поэтому взрослые делали для малышей кукол без лица. Иначе игрушка будет слишком похожа на живое существо, в которое может вселиться нечистый дух – вдруг он повредит ребенку? Оттого у русских народных кукол нет лиц.
Такая трактовка появления игрушек не Руси, конечно, только версия. Некоторые ученые считают, что первыми игрушками играли наши обезьяноподобные предки, гоняя комок спутанной травы, как сейчас котенок играет клубком.
Поскольку наша работа посвящена православному воспитанию. Рассмотрим, как христианские традиции повлияли на рождение русских игрушек. Надо отметить, что русский народ тепло принимал веру в Христа, но не забывал обычаев предков, поэтому многие игры и значение игрушек отражали соединение язычества с христианскими традициями.
Круг был особым знаком в русской культуре. По кругу сменяются временя года, следуя движению солнца. В русских деревнях до сих пор жизнь характерно подчиняется этому круговращению. Круговое движение времени имело значение и для игрушек. Конечно, погремушки гремели над колыбельками и зимой и летом, но были игрушки и игры, которыми полагалось забавляться в определенные дни. Давайте посмотрим на основные праздники необычного календаря русских игрушек.
6 января, Рождественский сочельник – в красный угол избы ставили куклу Коляду, сделанную из снопа необмолоченной ржи (символ хорошего урожая в будущем году). Коляда – это имя древнего славянского божества, в честь него названы колядки – короткие песенки с пожеланиями счастья и прославлением Христа. Дети ходили петь их под окнами соседей, за что получали гостинцы.
7 января, Рождество – дети разыгрывали кукольный спектакль «Вертеп». Большой деревянный ящик перегораживали горизонтально, получалось что-то вроде двух этажей. На верхнем этаже находилась Дева Мария с Младенцем Христом на руках и деревянный ослик, на котором они приехали в Вифлеем. Дальше разыгрывалась сценка по известному всем рождественскому сюжету. Хозяйки пекли козули из ржаного теста, дети играли ими, а потом, конечно съедали. По сей день, мы наряжаем елки к Новому Году и Рождеству. Почему? По приданию к колыбели новорожденного Христа пришли не только волхвы. Вся природа желала поклониться Спасителю, там были и деревья. Последней стояла Ель. За ее терпение, Господь прославил ее символ рождественских праздников. Елку украшали, и будут украшать: красивыми гирляндами, стеклянными шарами, сверкающими лампочками. Раньше это были, яблоки, конфеты, детские игрушки, свечи.
19 января, Крещение – парни делали кукол - крестушек для обряда очищения в проруби. Потому как верили в то, что вся нечисть выпрыгивала из освященной ледяной воды, и чтобы она не напала на окунающийся честной народ, рядом с прорубью ставили куклу - крестушку.
Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) - пекли баранов из теста и раздавали детям. Это тоже очень старый языческий обряд плодородия: пусть побольше родится ягнят у овечек, телят у коров, жеребят у лошадей и детешик у мам.
Веселый праздник Пасха! Люди радуются, природа радуется: Христос Воскрес, весна пришла!
С этим праздником, наверное, больше всего связано игр и игрушек. Например, всеми любимые пасхальные яйца катали с горки, вышибали «катком» - тряпичным мячом, ими бились - чье яйцо останется целым, тот и выиграл. В яйцо, выдув из него содержимое, вставляли бумажные крылышки и хвост веерочком, и получался пасхальный голубь.
В христианстве голубь – почитаемая птица. Когда Ной преодолевал в ковчеге морские просторы, голубь помогал в поиске суши. По Евангелию, третья ипостась Бога Троицы – Святой Дух – всегда является в виде голубя. Традиционно голубь считается символом чистоты и кротости.
Материалы по педагогике:
Реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса
Франция – страна, стоявшая непосредственно у истоков Болонского процесса. Появление этого процесса во многом связано с именем министра образования Франции Клода Аллегра (1997 – 2000). 21 июля 1997 г. он обратился к государственному советнику времен президентства Ф.Миттерана Жаку Аттали с письмом, в ...
Более подробно о Сибирском крае
Население довоенного Колпашева – охотники - промысловики на белку, соболя, колонка, боровую и водоплавающую дичь, охотники-медвежатники, рыбаки; белку бьют в глаз, медведя поднимают из берлоги. Руку нужно иметь твёрдую, меткую. Это про одного такого охотника написал В.Высоцкий в своём стихотворении ...
Иркутский государственный университет
Иркутский государственный университет учрежден 27 октября 1918 года. Его открытие положило начало высшему образованию в Сибири и на Дальнем Востоке. Университет сразу стал главным образовательным, научным и культурным центром на огромной территории от Енисея до Тихого океана. Сегодня Иркутский госу ...