BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Управление Болонским процессом

Управление Болонским процессом

Страница 2

Значительный вклад в развитие Болонского процесса вносят «болонские» семинары и конференции, проводимые с участием широкого круга заинтересованных сторон (неправительственные организации, вузы, студенчество, предприниматели и др.). Эти форумы разделяются на официальные и неофициальные. Официальные семинары проводятся под эгидой BFUG. В большинстве случаев они посвящены обсуждению конкретных вопросов, связанных с реализацией поставленных в министерских документах задач, а также обмену опытом. На настоящий момент было проведено около 30 официальных форумов. Неофициальные семинары проводятся как силами различных организаций (Совета Европы, ЕС, ЮНЕСКО, EUA, EURASHE, ESIB, Зальцбургского семинара), так и силами отдельных вузов. Как правило, их тематика отличается большей широтой охвата проблем, нежели тематика официальных форумов. Результатом неофициальных форумов стало принятие ряда важных документов. В этом свете, особое внимание нужно уделить форумам, организованным Европейской Ассоциацией Университетов (EUA) и Национальными союзами студентов Европы (ESIB). В 2001, 2003 и 2005 гг. EUA организовала три конференции высших учебных заведений Европы, на которых были приняты следующие важнейшие документы: декларация «Формирование будущего» (Саламанка, 2001 г.), декларация «После Берлинской конференции. Роль университетов» (Грац, 2003 г.) и декларация «Сильные университеты для сильной Европы» (Глазго, 2005 г.). На форумах, проведенных под эгидой ESIB, были приняты два других важнейших документа: Гетеборгская декларация студентов (2001 г.) и Люксембургская декларация (2005 г.). Все названные документы принимались накануне встреч министров и оказывали непосредственное влияние на содержание министерских коммюнике.

Работа «болонских» форумов всех уровней опирается на аналитическую деятельность заинтересованных организаций. Как правило, каждой крупной встрече предшествует появление аналитического доклада, подготовленного чаще всего проводящей встречу организацией. Такая практика позволяет оперативно отслеживать развитие Болонского процесса и переводить форумы в конструктивное русло. Особо нужно выделить доклады BFUG (2001, 2003, 2005), EUA «Тенденции» (1999, 2001, 2003, 2005), ESIB «Болонья глазами студента» (2005), Национальные доклады стран-участниц (2003, 2005). Все эти доклады готовились к конференциям министров образования. Они не только информировали заинтересованную общественность о состоянии дел, но и указывали на проблемы, возникающие в ходе развития Болонского процесса.

Необходимо сказать несколько слов о роли Европейской Комиссии. В первые годы после подписания Болонской декларации она находилась несколько в стороне. Однако в 2001-03 гг. она была интегрирована в управляющие структуры Болонского процесса (в 2003 г. она также вошла в состав Совета BFUG), в результате чего ее влияние значительно возросло. Еврокомиссия рассматривает процесс создания европейского пространства высшего образования как часть становления Европы Знаний. Концепт «Европы знаний» стал центром принятой ЕС в марте 2000 г. Лиссабонской стратегии, направленной на превращение Союза к 2010 г. «в наиболее динамично развивающуюся экономику, основанную на знаниях». В этом свете, деятельность Еврокомиссии в «болонских структурах» преследует цель координации развития Болонского процесса с Лиссабонской стратегией и разработанной в 2003 г. в ее рамках программы «Образование и обучение 2010: необходимость реформ для успеха лиссабонской стратегии». Конкретно, это находит выражение в определении текущих приоритетов и сроков реализации задач Болонского процесса. Нужно сказать, что министры чутко прислушиваются к рекомендациям Еврокомиссии. Подтверждается это тем фактом, что все предложения, сформулированные Еврокомиссией накануне конференций 2003 и 2005 гг., нашли отражение соответственно в Берлинском и Бергенском коммюнике. Отметим, что подобная политика Еврокомиссии встретила сопротивление части европейского академического сообщества, оценившим ее как прямое давление на правительства и министерства. Думается, такая критика не лишена оснований, если принять во внимание тот факт, что на Лиссабонском саммите в марте 2000 г. главы государств и правительств сами предоставили органам ЕС дополнительные полномочия по выработке единой стратегии в области образования.

Так или иначе, мы вправе заключить, что Болонский процесс опирается на достаточно гибкую систему управления, в которой, с одной стороны, слышен голос всех заинтересованных сторон, с другой стороны, отсутствует громоздкий бюрократический аппарат. Указывает на эту гибкость и статус ключевых документов – это декларации и коммюнике, которые не являются документами обязательного действия. Важно отметить демократичность модели принятия решений, которую можно выразить следующей формулой: проблема (доклад) → обсуждение (конференция, семинар) → решение (декларация, коммюнике, рекомендация). Эксперты в области образования считают, что управление Болонским процессом основано на открытом методе координации, хотя последнее не признано официально. Такая система управления позволяет вырабатывать подходы и принимать решения с учетом интересов всех сторон, а также с учетом национального своеобразия систем высшего образования стран-участниц Болонского процесса.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Методические разработки по теме «Биогеценоз»
Урок №1. Экосистема. Биогеоценоз. Компоненты экосистемы Цель урока: формирование понятий «экосистема», «биогеоценоз», изучение отличительных признаков природного сообщества и экосистемы, компонентов экосистемы: продуцентов, консументов, редуцентов. Оборудование 1. Плакаты: «Познание экосистемного с ...

Презентация темы «Белки»
Комментарии к презентации «Белки» Выполнила студентка 1 курса группы №17 Сергеева Кристина. 1) Белки – самые важные, из всех веществ, входящих в состав живых организмов. Они еще называются протеинами, что означает первый, главный. 2) Русский ученые Александр Яковлевич Данилевский и немецкий химик Э ...

Экспериментальное изучение особенностей словесной памяти у детей с нарушениями слуха
В данной работе был проведен двухмесячный (июль - август 2007 года) эксперимент по выявлению особенностей словесной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. в условиях дошкольного образовательного учреждения. Эмпирическое исследование проводилось в старших группах ДОУ Комбинированно ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru