Становление системы подготовки преподавателей начальной и средней школ связано с законом Гизо 1833 г., который организовал в каждом департаменте нормальную школу (écoles normales). Эти школы просуществовали до 1991 г. (за исключением периода 1940–1944 гг., когда они были ликвидированы в Республике Виши, а подготовка преподавателей осуществлялась в Институтах профессионального образования (Instituts de formation professionelle). На их месте ориентационным законом 1989 г. были созданы новые учебные заведения – университетские институты подготовки преподавателей (Instituts universitaires de formation de maitres, IUFM).
Декрет от 28 сентября 1990 г. определил принципы организации и функционирования IUFM. IUFM является высшим учебным заведением. Его основными задачами являются: подготовка к конкурсу на замещение должностей преподавателей школ, колледжей, лицеев в рамках общего, технического, профессионального и специализированного направлений, а также советников по образованию; проведение конкурса; организация образования прошедших по конкурсу студентов, которые получают наименование «стажеров».
Каждая академия должна была создать по одному такому институту. Эти институты находятся при университетах, но имеют собственную администрацию, состоящую из директора, которому помогает генеральный секретарь и несколько заместителей, административного совета во главе с ректором академии и научно-педагогического совета.
К обучению в IUFM принимаются обладатели как минимум степени лиценциата (bac+3), хотя есть исключения: обучение по специальности «Преподаватель агреже» требует уровня bac+4, по специальности «Преподаватель профессионального лицея» – bac+2. Обучение длится два года. Первый год кандидаты на звание преподавателя готовятся к сложнейшему конкурсу (на одно место претендуют, как правило, 4–5 человек), который ожидает их по окончании учебного года. Подготовка к конкурсу не обязательно проходит в стенах IUFM – кандидат может готовиться самостоятельно. Существует 5 специальностей преподавателей, к которым готовит IUFM, для каждой из которых проводится отдельный конкурс: преподаватель начальной школы, преподаватель средней школы, преподаватель-агреже, преподаватель профессионального лицея (Professeur de lycée professionnel), преподаватель физической культуры (Professeurs d'éducation physique et sportive).
Преподаватели школ (professeur des écoles) работают с детьми 2 – 11 лет, то есть с учащимися материнских и начальных школ. Сфера их компетенции достаточно широка: французский язык, математика, история и география, иностранный язык, музыка, физическая культура и др. Зачастую все эти предметы в начальной школе ведет один преподаватель.
Преподаватели средних школ (professeurs certifiés) осуществляют педагогическую деятельность в колледжах и лицеях по одному или нескольким предметам. Они занимаются индивидуальным ведением и оценкой учеников, помогая им в выборе ориентации.
Аналогичные функции выполняют преподаватели агреже (professeurs agregés), с тем отличием, что они обладают правом преподавания на младших курсах вузов.
Преподаватели физической культуры (Professeurs d'éducation physique et sportive) могут работать как в средней, так и в высшей школе.
Помимо подготовки преподавателей, IUFM осуществляет подготовку консультантов по ориентации – психологов и консультантов по образованию, которые работают в средней школе.
Материалы по педагогике:
Методика обучения решению составных задач на
пропорциональное деление
Задача на пропорциональное деление включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной, слагаемые этой суммы являются искомыми. Клас ...
Специфика метода фокальных объектов
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Другие названи ...
Типы нестандартных уроков
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. Учителями разработано много методических пр ...