Маленький процент разводов в дореволюционной аграрной России объясняется тем, что крестьяне, составлявшие 95% населения, жили своим натуральным единоличным хозяйством. Жена не могла уйти от мужа, не расставшись с этим единственным источником средств к существованию. Муж не мог бросить жену с детьми и хозяйством по той же самой причине. Он не мог выгнать жену с детьми, так как дети были его работниками и его пенсией. Государственных пенсий для крестьян не существовало. Семьи были прочными, часто многодетными. Несмотря на высокую детскую смертность (умирало 200 младенцев из 1000, до детородного возраста доживало 50% людей), в дореволюционной России наблюдался быстрый естественный прирост населения.
Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня — выжить. Росстат обнародовал данные о средней зарплате в апреле 2010 году: она составила 20 383 руб., то есть увеличилась по сравнению с апрелем 2009 года на 12,4%. Вроде бы неплохо, но это отнюдь не означает, что каждый россиянин зарабатывает в месяц именно такую сумму.
Если учесть, что разрыв между минимальным и максимальным уровнем оплаты труда в России, по разным оценкам, колеблется от 14,7 до 25 раз, то становится понятно, что представляет собой средняя зарплата. Например, топ-менеджеры в госкорпорациях получают по миллиону рублей в месяц и более, а их зарплаты статистика «делит» на всех, тем самым сильно приукрашивая реальную картину.
А как распределяются зарплаты между категориями работающих? Увы, как и раньше, работающие в сельском и лесном хозяйстве получают меньше других – по 9618 руб. Текстильщики и швейники получают по 10 074 руб. в месяц, что тоже негусто. Кожевенники и обувщики зарабатывают по 10 616 руб., зато обработчики древесины – уже по 12 164 руб.
Учителя обрабатывают не древесину, а юные души и мозги, но получают не намного больше – по 13 494 руб. Работники здравоохранения и социальной сферы опережают их примерно на 1500 – они получают по 14 983 руб.
А вот те, кто выкачивают из земных недр топливные ископаемые, зарабатывают в среднем уже по 47 559 руб. в месяц (в три раза больше учителей и врачей). Это – самый высокий показатель в обзоре. Впритык к ним идут производители нефтепродуктов (45 228 руб.) и специалисты в области финансов (45 959 руб.).
В то же время практически каждый седьмой россиянин продолжает жить за чертой бедности и имеет доходы ниже прожиточного минимума, составляющего 5144 руб. На конец 2009 года таковых было 18,5 млн человек, или 13,1% от общего числа жителей страны. Зарплату ниже уровня прожиточного минимума получают 5,6% работающих. А это значит, что люди не способны обеспечить даже свои минимальные потребности, не говоря уже о членах семьи. То есть самые бедные работают даже не за еду, а лишь за часть потребностей в еде. Где они берут остальное – неизвестно.
Наибольшее число «бедняков» работает в сельском хозяйстве и, как ни дико это звучит, в образовании, здравоохранении, сфере оказания социальных услуг. Меньше минимума зачастую зарабатывают и те, кто трудится на неполную ставку в любых отраслях, даже в нефтяной.
Но что самое печальное – в категорию бедняков зачастую входят семьи с детьми. Если посмотреть на семью, еще не так давно считавшуюся стандартной – двое взрослых и двое детей – то для обеспечения прожиточного минимума каждому ребенку родители должны зарабатывать не менее 11 тыс. руб. в месяц. Однако 15% работающих получают меньше этой суммы, а значит, их семьи попадают в категорию бедных. Между тем такая семья является минимально достаточной для воспроизводства населения на прежнем уровне (об его увеличении речи не идет).
Материалы по педагогике:
Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка
Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сег ...
Условия и факторы развития педагогического артистизма
у будущего учителя английского языка
Для развития педагогического артистизма у учителя, ведущего любой школьный предмет, в том числе и английский язык нужны соответствующие условия, которые можно разделить на внешние и внутренние (см. рис.1). Рис.1. Условия развития педагогического артистизма у учителя английского языка. К наиболее су ...
Методические рекомендации для учителей. Примерные варианты контрольных
работ по трудовому обучению в первом классе
Контрольная работа для уроков труда должна быть тщательно спланирована и подготовлена. Чтобы подготовить и провести контрольную работу необходимо: Определить тему контрольной работы. Определить цель, задачи контрольной работы, знания, умения и навыки, которые будут проверяться. Продумать оборудован ...