История высшего образования во Франции уходит корнями в средневековье. Первый французский университет был основан в Париже в начале XIII века, в XIII-XIV вв. университеты появляются в Тулузе, Монпелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и других городах. С XVI в. начинают создаваться первые высшие учебные заведения неуниверситетского характера: Коллеж де Франс, Национальный музей естественный истории, высшие технические школы. Средневековые университеты канули в Лету в августе 1792 г. Традиция университета как учебного и научного учреждения была утеряна. При Наполеоне Бонапарте их социальную функцию начинают выполнять Большие школы (Grandes écoles), которые составили элитный сектор высшего образования. Возрождение университетского сектора связано с реформами 1880-х годов и усилиями таких видных деятелей, как Ж.Ферри, Л.Буржуа, А.Дюмон, Лависс и др. С тех пор особенностью системы высшего образования Франции стала двойственность ее структуры. Современный французский университет появился в 1968 г. в результате коренной реорганизации высшего образования, предпринятой правительством Франции и, в частности, министром образования Эдгаром Фором (1968 – 1969). Вместо факультетов в университетах были созданы учебно-исследовательские подразделения, призванные обеспечить связь между высшим образованием и научно-исследовательской деятельностью; к управлению были привлечены сотрудники, студенты, была создана новая структура управления – «совет – директор – президент»; университеты были наделены административной, педагогической и финансовой автономией. До недавнего времени функционирование высшей школы опиралось ряд нормативных актов: на закон об ориентации высшего образования 1968 г.; на закон Делора 1971 г. о непрерывном образовании; на закон А. Савари 1984 г., закреплявший принцип автономии вузов и доступности образования; на ряд подзаконных актов (декретов, постановлений, циркуляров, нот). В 2000 г. основные нормативные акты, касающиеся высшей школы, были кодифицированы и составили книги VI – VIII законодательной части Кодекса образования Франции.
В настоящее время к высшим учебным заведениям во Франции относятся все учебные заведения, осуществляющие общенаучную и специальную подготовку на базе полного среднего образования со сроками обучения от 2 до 6 лет. Речь идет, таким образом, о принятой на Западе расширительной концепции высшего образования, включающей в себя не только собственно высшее, но и так называемое послесреднее образование.
Национальные особенности современной системы высшего образования Франции связаны с преобладанием государственного сектора, бесплатностью образования в большинстве государственных учебных заведений (студенты платят лишь вступительный взнос, размер которого варьируется от одного вида учебных заведений к другому), государственной монополией на выдачу национальных дипломов об образовании и присвоение квалификаций.
Материалы по педагогике:
Протокол оценки физического воспитания школьников
Уроки физкультуры проходят как на улице (весной и осенью – на школьном дворе, а зимой – на лыжах в окрестностях школы), так и в зале (в непогоду и межсезонье). В рамках уроков физкультуры школа проводит ежегодный школьный турнир по футболу. Кроме обычных для школьной программы упражнений и игр, на ...
Восточный разряд Казанского университета
В первой половине XIX века Казанский университет бесспорно являлся крупным научным центром России. Развитие капиталистических отношений, включение в состав России Закавказья и северных районов Средней Азии, освоение русскими переселенцами просторов Сибири и выход к границам Китая и берегам Тихого о ...
Механизмы формирования значения слова у детей младшего
дошкольного возраста
Для правильного понимания толкования устаревшего слова старшими дошкольниками, рассмотрим различные точки зрения лингвистов и психолингвистов на процессы, происходящие в онтогенезе при освоении значения слова, его продуцирования ребенком. Исследования в этой области занимаются М.М. Кольцова, Р.М. Ф ...