BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Среднее образование. Колледж

Среднее образование. Колледж

История среднеобразовательных колледжей во Франции также уходит корнями в реформы конца XIX в. Современный колледж (collège unique) возник в результате принятия закона Аби в 1975 г. который установил единый образовательный стандарт для колледжей. Закон Аби в дополнение с ориентационным законом 1989 г., декретом 1996 г., а также законами о децентрализации 1983 и 1985 гг., регламентировал жизнь колледжа вплоть до 2000 г. В 2000 г. основные нормативные документы вошли в состав Образовательного Кодекса Франции.

Главными задачами колледжа до 1995 г. были развитие логического мышления у детей, достижение ими способности выражать себя через речь, письмо, а также в художественных формах, обретение привычки делать свою работу самостоятельно. В 1995 г. закон об образовательных программах несколько изменил задачи колледжа, которые теперь звучат так: «Наделение всех учеников общим образованием, которое позволит им приобретать фундаментальные знания и умения, сформирует общую культуру, подготовит их к дальнейшему образованию».

Обучение в колледже длится 4 года, классы нумеруются в обратном порядке – с 6-ого по 3-ий. Задача первого цикла – адаптационного – помочь ученику перейти из начальной школы в среднюю. Он закрепляет знания, полученные ранее, и посвящает в новые предметы и методы обучения, которые используются в средней школе. Второй цикл – основной (или центральный) – призван обобщить и расширить знания и умения учащихся. Появляются дополнительные предметы, в числе которых второй иностранный язык. И, наконец, ориентационный цикл должен помочь учащемуся в выборе будущей области ориентации.

Некоторые колледжи помимо обычных классов включают в свой состав особые виды классов: классы с адаптированным расписанием (classes a horaires aménages), которые, по сути, являются классами со спортивным, танцевальным или музыкальным уклоном, и европейские или международные классы (section eropéennes ou internationales), где особый упор делается на изучении иностранных языков, вплоть до преподавания 2 или 3 предметов учебной программы на одном из иностранных языков.

Одна из проблем современного колледжа состоит в чрезвычайной разнородности состава его классов, что является последствием большого количества отстающих учеников. Зачастую 12-летние дети находятся в классе с 15–16-летними подростками, чьи интересы далеки от образования, а поступки – от школьного распорядка. Попыткой разрешить эту проблему, а также проблему выхода молодежи из образовательной системы без квалификации и диплома, была в создании «Classes en alternance» (CLIPA) – своеобразного связующего звена между колледжем и лицеем/предприятием. Эти классы, с одной стороны, были призваны привить «трудной» молодежи вкус к образованию, а с другой, избавить общие классы от нее. CLIPA отличаются профессиональной ориентацией, но в правовом отношении являются частью колледжей.

Важнейшим событием в жизни каждого ученика колледжа становится выбор ориентации. Решение по ее выбору принимается советом класса после ознакомления с пожеланиями родителей; такое решение может быть обжаловано родителями. Значительное влияние на него оказывают результаты экзаменов, которые сдают ученики по окончании третьего класса, хотя официально это не признается. Завершение колледжа подкрепляется выдачей сертификата об его окончании (brevet). По итогам принятия решения об ориентации ученик поступает в один из трех видов лицеев. Однако менее удачливые вступают на профессиональный путь и идут учиться либо в специальные классы, которые готовят к получению сертификата профессиональной подготовки (CAP) или сертификата общего профессионального образования (BEP), либо в центры ученичества (Centres de formation d`apprentis, CFA).

Проблема ориентации продолжает оставаться краеугольной во французской образовательной системе. Связано это с тем, что значительная часть учащихся не может верно определить область своей будущей профессиональной деятельности и, пойдя ложным путем, досрочно покидают образовательную систему, не получив диплома и какой-либо квалификации. Только в 1998 г. таким образом вышли на рынок труда 155 000 молодых людей в возрасте 17–20 лет. Мало изменилась ситуация к 2002 г. – тогда покинуло систему образования без диплома и квалификации около 150 000 человек. Это позволяет говорить о наличии серьезного разрыва между колледжем и лицеем. Эту проблему в начале XXI века Министерство образования пыталось решить как путем реструктуризации (создание упомянутых выше classes en alterance), так и при помощи стратегии «малого действия»: информирования детей и родителей о типах лицеев и дальнейших образовательных перспективах, организации части учебного процесса в колледжах по модели образования в профессиональных и технологических лицеях, попытка стимулировать сотрудничество колледжей и лицеев и т.п. Однако, как представляется, данная проблема носит институциональный характер и обусловлена достаточно ранней ориентацией учащихся (15–16 лет).

Материалы по педагогике:

Понятие «эвристика» и «эвристический метод»
Эвристика может пониматься как: · научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует); · приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределе ...

Влияние компьютерных игр на социализацию личности детей
Компьютерные игры – порождение электронной эры и продукт массовой культуры – нашли благодатную почву для распространения в нашей стране. Зачастую в наше время дети свое свободное время проводят за компьютерными играми, засиживая в компьютерных клубах или просто дома. Это одна из важных социальных п ...

Технологии инновационной деятельности: педагогический коллектив
В педагогической науке в настоящее время определены характеристики педагогического коллектива, определяющие успешность его деятельности, особенно в условиях модернизации школы. Разработаны методики, позволяющие определить уровень его развития. Однако, для повышения качества инновационной деятельнос ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru