BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Доначальное образование

Доначальное образование

Страница 1

Доначальное образование во Франции имеет более чем 150-летнюю историю. Предшественники материнских школ – «комнаты приюта» – были созданы мэром Парижа Кошаном в 1826 г., а в 1837 г. они стали бесплатными учебными заведениями. Законы 1881 и 1886 гг. включили материнские школы в состав начальной школы. Таким образом, представление о материнских школах как о первой ступени школьного обучения является давней традицией французской системы образования. Что касается законодательной базы доначального образования, то она определяется ориентационном законом об образовании от 10 июля 1989 г., декретом министра образования от 6 сентября 1990 г., циркуляром от 20 июля 1992 г, а с 2000 г. – Образовательным кодексом Французской Республики. Кроме того, в отношении частного сектора доначального образования имеют силу закон от 30 октября 1886 г. и закон Дебре от 31 декабря 1959 г.

Главной задачей материнской школы в соответствии с декретом 1990 г. является «развитие всех способностей ребенка с целью помочь ему обрести свою индивидуальность и заложить базу для его последующих успехов».

В материнские школы принимаются дети, которым к началу учебного года исполнилось 2 года. Хотя de jure обучение в них является факультативным, de facto оно стало за последние 15 лет обязательным – почти 100% детей в возрасте трех-пяти лет посещают детский сад. В настоящее время Франция занимает второе место в мире (после Исландии) по охвату детей дошкольного возраста образованием.

Выбор школы определяется муниципалитетами по территориальному признаку, однако, если родители ребенка предпочтут другую школу, они вправе ходатайствовать об этом мэру той коммуны, к которой она административно относится. Данная практика является давней исторической традицией и восходит к закону Гизо 1833 г., в соответствии с которым каждой коммуне в 500 жителей вменялось в обязанность создание и содержание первоначальной школы для мальчиков и девочек.

В организационно-правовом отношении материнские школы, как и все прочие учебные заведения системы образования Франции, делятся на государственные и частные. Значительная часть частных учебных заведений дает образование конфессионального характера. Так как принципы функционирования частных учебных заведений едины на всех уровнях, вкратце охарактеризуем сразу весь частный сектор начального и среднего образования. Учебные заведения такого типа вправе открывать любое частное лицо, любая ассоциация или компания. Государственный контроль за учебными заведениями, не связанными контрактом с государством, ограничивается требованиями поддерживать штат квалифицированных педагогов и персонала, соблюдать общественный порядок и добрые нравы, а также проводить медико-социальную профилактику. Большинство частных учебных заведений заключает с государством контракт, что обязывает их соблюдать образовательные программы, а также проходить регулярную аттестацию. В этом случае государство берет на себя часть расходов частного учебного заведения. Обучение в частном секторе образования платное.

В материнской школе ребенок проводит 3–4 года. В зависимости от возраста дети распределяются по трем отделениям: младшее, среднее и старшее. Такое распределение осуществляется в достаточно гибких формах. Педагоги с согласия родителей могут перевести ребенка в отделение, лучше всего отвечающее его развитию, даже если это не вполне соответствует его возрасту.

В 2002 г. были пересмотрены педагогические программы для детских садов. Новые программы строятся вокруг пяти главных моментов:

– язык в сердцевине обучения;

– совместная жизнь детей;

– самостоятельное выражение собственных мыслей;

– «открытие мира»;

– восприимчивость, воображение, творчество.

Особый акцент делается на первом пункте, что связано со значительным «омоложением» материнских школ: если раньше их основной контингент составляли дети 4–5-летнего возраста, то к началу 80-х годов число детей 2–3-летнего возраста уже составляло 35–40 % от общего числа. К моменту поступления в школу большинство малышей способны произносить лишь короткие реплики, их лексический запас очень ограничен. Стоит отметить, что своевременно масштаб языковой проблемы не был оценен адекватно, и французская система образования столкнулась с другой проблемой, которая является производной от первой, а именно с проблемой неграмотности на более высоких уровнях образования. В связи с этим в последние годы во Франции широко дебатируется вопрос о специальных мерах, которые могли бы искоренить данный порок доначального образования. Новые программы ставят перед педагогами задачу научить детей конструировать сложные высказывания, оперировать ими, рассказывать с их помощью истории, описывать объекты, объяснять явления. К окончанию материнской школы дети должны быть готовы научиться читать.

Учебный год в материнских школах начинается в сентябре и завершается в конце июня. Общая продолжительность занятий составляет 26 часов в неделю. В течение учебного дня детям предлагаются различные виды деятельности, к которым они подключаются свободно в зависимости от их желаний и интересов в данный момент времени.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Заведующий ДОУ как специалист по социальной работе
Заведующий детским дошкольным учреждением должна проводить планомерную психолого-педагогическую работу с родителями с целью создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетенции семьи. Говоря о конкретном объекте исследования – семье, можно отметить, что члены семьи ...

Особенности логического мышления младших школьников
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией в развитии логического мышления реб ...

Особенности развития процесса обобщения младших школьников
Процесс формирования обобщения проходит 3 стадии: 1. На первой стадии последовательно рассматриваются отдельные качества (свойства) различных предметов (явлений), определяется, чем они отличаются друг от друга; 2. На второй стадии происходит отбор качеств, общих для всех предметов; 3. На третьей ст ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru