BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Доначальное образование

Доначальное образование

Страница 2

В доначальной школе преобладает игровая форма обучения. Однако учитель обладает полной свободой выбирать методику обучения и педагогические материалы, будь то игрушки, образовательные игры, книги, аудио-визуальные материалы и т.д. Не существует никакого контроля государства за изданием школьных книг. Государство фиксирует в своих программах содержание образования всех уровней, и издатели, исходя из этих программ, свободно выпускают педагогические материалы.

Создание системы обязательного начального образования восходит, как уже было сказано, к реформам 80-х годов XIX века. Начальное образование имеет ту же законодательную базу, что и доначальное (исключая циркуляр от 20 июля 1992). Кроме того, на него распространяется действие ориентационного закона 2005 г.

В соответствии с декретом 1990 г., «начальная школа предоставляет учащемуся основные элементы и инструменты знания, среди которых устная и письменная речь, чтение, математика. Она позволяет ему развивать свой интеллект, эмоциональное восприятие мира, а также физические и художественные способности. Она помогает учащемуся расширить его понимание времени, пространства, предметов современного мира и его собственного организма. Она способствует постепенному овладению базовыми методологическими приемами и подготавливает учащегося к занятиям в колледже».

Начальное образование стало всеобщим в 1882 г., когда был принят закон, обязавший учиться каждого ребенка с 6 до 13 лет (в начале XX в. верхний порог был увеличен до 14 лет, а в 1959 г. – до 16 лет). С тех пор утвердилась традиция, согласно которой дети поступают в начальную школу в 6-летнем возрасте. Они обучаются в ней пять лет, хотя этот срок может варьироваться в обе стороны в зависимости от прохождения учащимися учебных программ. Статистические данные свидетельствуют, что число учеников, которые проходят курс начальной школы быстрее своей возрастной группы, составляет 2,5 – 3 % от общего числа учащихся, в то время, как число отставших – около 20 %. Что касается «перепрыгивания через класс», то это явление достаточно распространено в начальной школе, однако чем старше класс, тем меньше поощряются такие «прыжки», что связано с резким увеличением нагрузки на более высоких образовательных ступенях.

Если говорить об отставании, то этот параметр характеризует общую картину неуспеваемости значительной части учащихся первой ступени. Так, в июне 2003 г. Министерством Образования был проведено исследование среди выпускников начальной школы на предмет понимания учащимися письменной и устной речи. Отличные результаты и близкие к ним показало 30,7 % школьников. Они продемонстрировали навыки выбирать наиболее существенное из услышанного или прочитанного, структурировать информацию, восстанавливать по памяти и объяснять ее смысл, подкреплять свою речь аргументацией. 28,5 % учеников были способны воспринять тему, сюжет и основной смысл текста, а также соотнести между собой две идеи, заложенные в тексте. 25,8 % смогли воспринять информацию, изложенную в виде таблиц, схем, графиков. Они запоминали только наиболее общие положения текста, оставляя без внимания детали. 11,6 % детей были способны лишь произвести по памяти несколько фраз, им было сложно понять смысл текста, превышающего по объему один короткий параграф. И, наконец, 3,4 % показали полное отсутствие той компетенции, которую ожидают от выпускников начальной школы. В итоге, 40,8 % учеников продемонстрировали весьма посредственные результаты. Эти цифры тем более поражают, если принять во внимание высокий средний уровень преподавательского состава, о чем речь пойдет ниже. Таким образом, можно говорить, что проблема неуспеваемости закладывается еще в начальной школе и значительной степенью учеников не разрешается вплоть до выхода из образовательной системы. Заметим, однако, что школы, – а именно в их компетенции находится перевод учеников из класса в класс и из начальной школы в среднюю, – стараются не загонять проблему вглубь и зачастую оставляют учеников «на второй год», причем во Франции, в отличие от России, это не воспринимается как форс-мажор. Это объясняет высокий процент «второгодников». Стоит также обратить внимание на тенденцию сокращения числа отстающих: если в 1960 г. доля отстающих в последнем классе начальной школы составляла 52 %, то в 1980 г. – 37 %, а в 2000 г. – 19,5%.

Пятилетний срок обучения в начальной школе разбивается на два цикла, первый из которых захватывает первые два класса начальной школы – подготовительный класс (CP) и первый начальный (CE1), а второй – заключительные три класса (второй начальный (CE2), первый средний (CM1) и второй средний (CM2)). Учебный год начинается в сентябре и завершается в начале июля. Дети имеют в течение учебного года каникулы в октябре, декабре, феврале и в апреле. Их сроки определяются различно для трех зон, на которые разделена в учебном отношении континентальная Франция. Программы начальной школы периодически обновляются: это происходило в 1985, 1995, 2002 гг. В 1995 г. началась предусмотренная законом 1989 г. реорганизация обучения в начальной школе, вводящая новое расписание занятий, в котором было проведено снижение общей нагрузки, особенно в первых двух классах, за счет более конкретного подхода к изучаемым дисциплинам и концентрации внимания на фундаментальных понятиях. Важным новшеством последнего десятилетия было введение в учебную программу старших классов начальной школы – сначала на экспериментальной основе, а с 2001 г. на постоянной, – иностранного языка, которому уделяется 1–2 часа в неделю. Что касается остальных дисциплин, то, не вдаваясь в подробности, скажем, что приоритет отдается двум из них – французскому языку и математике, на что тратится 60-65 % учебного времени на первом цикле и 30–35 % на втором. Также стоит отметить, что гуманитарным дисциплинам посвящается 45–50 % учебного времени. Общая продолжительность занятий составляет, как и в материнской школе, 26 часов в неделю.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Психолингвистические требования к методике обучения английскому языку как второму иностранному
Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный образуют уникальное лингвистическое явление – триглоссию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого ...

Особенности развития процесса обобщения младших школьников
Процесс формирования обобщения проходит 3 стадии: 1. На первой стадии последовательно рассматриваются отдельные качества (свойства) различных предметов (явлений), определяется, чем они отличаются друг от друга; 2. На второй стадии происходит отбор качеств, общих для всех предметов; 3. На третьей ст ...

Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса
Болонский процесс, начавшийся летом 1999 г., придал стремительное ускорение европейским интеграционным процессам в сфере высшего образования. Однако сказать, что он инициировал интеграцию, было бы неправомерно. Интеграция в высшем образовании, а еще шире – его интернационализация – началась значите ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru