Диаграмма 12. Динамика развития детей низкого уровня экспериментальной группы.
Диаграмма 13. Динамика развития детей низкого уровня контрольной группы.
Из диаграмм 12-13 видно, что число детей, которые частично справились с творческими заданиями (№5 и 6) в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента одинаково. Это произошло потому, что данный уровень развития творческих способностей является переходным между средним и очень низким. С одной стороны, из него переходят дети на средний уровень – он уменьшается, а с другой стороны, в него переходят дети с очень низкого уровня – он повышается.
Диаграмма 14. Динамика развития детей очень низкого уровня экспериментальной группы.
Диаграмма 15 Динамика развития детей очень низкого уровня контрольной группы.
Из диаграмм 14-15 видно, что число детей с очень низким уровнем развития в экспериментальной группе значительно уменьшилось по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента. Число детей контрольной группы данного уровня уменьшилось незначительно, а при выполнении заданий 1 и 2 осталось прежним.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная программа занятий кружка «Умелые руки» на основе работы с природным материалом эффективна, поскольку дала положительные результаты развития творческих способностей учащихся 3-го класса с особыми образовательными потребностями.
На базе Кулебакской коррекционной школы VIII вида нами был проведён эксперимент, состоящий из трёх этапов (констатирующего, формирующего и контрольного).
На первом этапе эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной групп были предложены экспериментальные задания, которые показали, что творческие способности детей имеют низкий развития.
На формирующем этапе эксперимента, который проходил с сентября по март месяц 2006-2007 г., проводились занятия кружка согласно предложенной программе.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень развития творческих способностей кружковцев заметно вырос, а у детей контрольной группы остался прежним.
Апробированная программа кружка «Умелые руки» на основе работы с природным материалом позволила повысить уровень развития внимания, воображения, осознанного восприятия, наглядно-образного мышления, наблюдательности, памяти, мелкой моторики руки.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по программе занятий кружка «Умелые руки» на основе работы с природным материалом эффективна, поскольку дала положительные результаты развития творческих способностей учащихся 3 классов с особыми образовательными потребностями.
Доказано, что для взрослых творческий процесс - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей, а для детей - это открытие субъективно нового, т.е. создание каждым своих знаний, умений, навыков, приемов творческой деятельности. Для взрослого важен результат, для ребенка же важен сам процесс.
Известно, что наиболее интенсивно процесс творческого развития детей с особыми образовательными потребностями происходит во время практической деятельности. В детском творчестве особое внимание уделяется развитию образного мышления. Это является содержательной характеристикой творческой деятельности каждого ребёнка.
Материалы по педагогике:
Особенности развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста
С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать ок ...
Возможности коррекционно-развивающего
обучения детей с особыми образовательными потребностями
Психология деятельности глубоко изучена дефектологами Г.М. Дульневым, Б.И. Пинским и др. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Ано ...
Анатомо – физиологические
основы голосообразования
Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Голосовой аппарат включает четыре основные части: гортань - генератор звука; надставную, резонаторную, часть - глотка, полость носа, околоносовые пазухи; энерге ...