BriefEducation
Образование: теория и практика » Развитие творческих способностей учащихся третьего класса коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом

Развитие творческих способностей учащихся третьего класса коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом

Начатки творческой силы существуют почти у всех…надо лишь создать для проявления её подходящие условия.

Шацкий С.Т.

Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

Доказано, дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом.

Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством.

В программе специальной коррекционной школы VIII вида по технологии, утвержденной Министерством просвещения, реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд учащихся специальной коррекционной школы VIII вида как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Природный материал — кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Именно поэтому назрела осознанная необходимость организации кружка «Умелые руки» на базе специальной коррекционной школы VIII вида, как один из методов развития творческих способностей детей, что и говорит об актуальности выбранной темы.

В нашей дипломной работе речь пойдет о развитии творческих способностей учащихся третьего класса специальной коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом. Руководитель кружка должен научить третьеклассников доступным приёмам ручного труда при работе с природным материалом, самостоятельно ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.

В процессе трудового обучения в целом осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. У многих методистов, таких как Ф.П. Филенко , И.К. Щеблыкин, В.И. Романина , Ч.К. Гульянц, И.Я. Базик, Павлова Н.П. и других, разработаны системы заданий, практические приёмы, методические идеи по формированию у детей творческого мышления. В нашей работе представлены их методические рекомендации, адаптированные к учащимся специальной коррекционной школы VIII вида. Это обусловлено их психологическими особенностями. Я изучила работы таких авторов, как Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, Дульнев Г.М. и др., в которых рассматриваются особенности развития творческих способностей, познавательных процессов и речи у детей с особыми потребностями, и сделала следующие выводы:

1. особенность развития детей в младшем школьном возрасте с особыми потребностями заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне.

2. коррекционное развитие – это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Актуальность проблемы указывает на необходимость изучения роли кружковой работы с природным материалом на развитие творческих способностей учащихся третьего класса специально-коррекционной школы VIII вида

Цель работы – изучить развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу.

2. Изучить особенности развития воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки, моторики руки учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

3. Оценить уровень развития творческих способностей учащихся экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента.

4. Разработать занятия кружка на основе природных материалов по повышению уровня развития творческих способностей.

5.- Провести сравнительную диагностику развития творческих способностей на конечном этапе эксперимента у детей экспериментальной и контрольной группы.

Объект исследования – уровень развития творческих способностей у учащихся 3 класса с нарушением интеллекта.

Предметом исследования является процесс развития творческих способностей на занятиях кружка «Умелые руки».

Процесс исследования определяется следующей гипотезой: специально-разработанные занятия кружковой работы с природным материалом дадут возможность повысить уровень развития творческих способностей учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Практическая значимость определяется необходимостью разработки рекомендаций, которые могут быть использованы на практике как руководителями кружков, так и родителями детей с особыми образовательными потребностями.

В разработке дипломного проекта использовала следующие методы: метод наблюдения, метод эксперимента, анализ педагогической и психологической литературы, обобщение опыта передовых дефектологов.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Кулебакской специальной коррекционной школы VIII вида с сентября по март месяц 2006-2007 г. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Материалы по педагогике:

Совершенствование умений и навыков учащихся в решении различных видов составных задач
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если на уроках математики в начальной школе вести работу по обучению преобразованию задач, то это будет эффективным средством повышения общего уровня у школьников умения решать составные задачи. Для доказательства выдвинутой гипотезы на б ...

Характеристика личности старшеклассника
Можно ли портрет старшеклассника свести к какому-то общему знаменателю, своего рода групповому портрету? И да, и нет. Потому что, хотя все старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют они по-разному. Прежде всего действует закон неравномерности созревания и развития. Эта не ...

Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на уроке "Безопасность жизнедеятельности"
Теоретический урок (лекционный), длительностью 45 минут. По дисциплине "Основы охраны труда" на тему "Воздушная среда и ее роль в создании благоприятных условий труда". Цель урока: "Определить уровень сформированности у обучаемых базовых знаний, умений; сформировать предста ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru