Обобщая результаты проведенного исследования, можно говорить о том, что для студентов первого курса из числа детей-сирот характерно:
процесс их профессионального становления затруднен в определенной степени, так как у них недостаточно развит уровень коммуникативных и организаторских способностей.
не все студенты из числа детей-сирот успешно интегрировались в группе сверстников, их беспокоят проблемы, связанные с будущим и правильностью профессионального выбора.
Результаты исследования, полученные в рамках констатирующего эксперимента, позволили разработать программу по оказанию помощи в профессиональном становлении студентов из числа детей-сирот.
Таблица 3
Программа социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.
Цель: оптимизация процесса профессионального становления студентов из числа детей - сирот.
№ |
Этап |
1. |
Подготовительный этап. Цель: сбор информации о студенте, установление личного контакта. Срок выполнения: в течение недели. |
2. |
Диагностический этап. Цель: осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения Срок выполнения: в течение 2 недель. Используемые методы Социометрия. Тестирование: 1. Опросник "Коммуникативные и организаторские способности". 2. Проблемная анкета. 3. Опросник "Индивидуально-типологические особенности личности" Л. Н Собчик. 4. Опросник "Оценка терминальных ценностей". 5. Опросник "Акцентуации характе ра" Леонгарда-Шмишека. 6. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда 7. Дифференциально-диагностический опросник Е. А Климова Наблюдение (опосредованное) за уровнем успеваемости. |
3. |
Деятельностный этап. Цель: оказание помощи в профессиональном становлении студентов из числа-детей-сирот. Срок выполнения: в течение месяца. Организация и проведение мероприятий совместно с Психологической службой университета. Занятия: 1. Занятие на знакомство Цель занятия: знакомство учащихся между собой; формирование мотивации к совместной деятельности; создание положительного настроя на последующие занятия; формирование интереса к процессам самопознания и саморазвития. 2. Занятие на повышение уверенности в себе Цель занятия: развить универсальные навыки уверенности, такие как инициатива в осуществлении собственных планов, позитивное самовосприятие и оптимизм, социальная смелость, умение вызвать симпатию и специальные навыки уверенности, имеющие ограниченное значение в разных сферах современной жизни (умение сказать "нет", потребовать, попросить, открытое выражение желаний и чувств и другие). 3. Занятие на развитие навыков коммуникации Цель занятия: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления, способности к обобщению и систематизации информации. отработать презентационные навыки, умение убеждать 4. Занятие по снижению тревожности Цель занятия: повышение самооценки ребенка; обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих человека. 5. Занятие личностного роста Цель занятия: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив; готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности; повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий; образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений. |
4. |
Рефлексивный этап. Повторная диагностика. Цель: осмысление результатов деятельности по решению проблемы. Тестирование: 1. Опросник "Коммуникативные и организаторские способности". 2. Проблемная анкета. 3. Опросник "Индивидуально-типологические особенности личности" Л. Н Собчик. 4. Опросник "Оценка терминальных ценностей". 5. Опросник "Акцентуации характера" Леонгарда-Шмишека. |
Материалы по педагогике:
Педагогические идеи Платона
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания ...
Восточный разряд Казанского университета
В первой половине XIX века Казанский университет бесспорно являлся крупным научным центром России. Развитие капиталистических отношений, включение в состав России Закавказья и северных районов Средней Азии, освоение русскими переселенцами просторов Сибири и выход к границам Китая и берегам Тихого о ...
Системы студенческого самоуправления в университетах
Европы и других стран
В современных условиях необходимо осмыслить роль и место студенческого самоуправления в условиях реформирования украинской системы высшего образования, в частности, в связи с участием нашей страны в так называемом Болонском процессе. Основная цель программы действий Болонской декларации - создание ...