Обобщая результаты проведенного исследования, можно говорить о том, что для студентов первого курса из числа детей-сирот характерно:
процесс их профессионального становления затруднен в определенной степени, так как у них недостаточно развит уровень коммуникативных и организаторских способностей.
не все студенты из числа детей-сирот успешно интегрировались в группе сверстников, их беспокоят проблемы, связанные с будущим и правильностью профессионального выбора.
Результаты исследования, полученные в рамках констатирующего эксперимента, позволили разработать программу по оказанию помощи в профессиональном становлении студентов из числа детей-сирот.
Таблица 3
Программа социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.
Цель: оптимизация процесса профессионального становления студентов из числа детей - сирот.
№ |
Этап |
1. |
Подготовительный этап. Цель: сбор информации о студенте, установление личного контакта. Срок выполнения: в течение недели. |
2. |
Диагностический этап. Цель: осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения Срок выполнения: в течение 2 недель. Используемые методы Социометрия. Тестирование: 1. Опросник "Коммуникативные и организаторские способности". 2. Проблемная анкета. 3. Опросник "Индивидуально-типологические особенности личности" Л. Н Собчик. 4. Опросник "Оценка терминальных ценностей". 5. Опросник "Акцентуации характе ра" Леонгарда-Шмишека. 6. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда 7. Дифференциально-диагностический опросник Е. А Климова Наблюдение (опосредованное) за уровнем успеваемости. |
3. |
Деятельностный этап. Цель: оказание помощи в профессиональном становлении студентов из числа-детей-сирот. Срок выполнения: в течение месяца. Организация и проведение мероприятий совместно с Психологической службой университета. Занятия: 1. Занятие на знакомство Цель занятия: знакомство учащихся между собой; формирование мотивации к совместной деятельности; создание положительного настроя на последующие занятия; формирование интереса к процессам самопознания и саморазвития. 2. Занятие на повышение уверенности в себе Цель занятия: развить универсальные навыки уверенности, такие как инициатива в осуществлении собственных планов, позитивное самовосприятие и оптимизм, социальная смелость, умение вызвать симпатию и специальные навыки уверенности, имеющие ограниченное значение в разных сферах современной жизни (умение сказать "нет", потребовать, попросить, открытое выражение желаний и чувств и другие). 3. Занятие на развитие навыков коммуникации Цель занятия: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления, способности к обобщению и систематизации информации. отработать презентационные навыки, умение убеждать 4. Занятие по снижению тревожности Цель занятия: повышение самооценки ребенка; обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих человека. 5. Занятие личностного роста Цель занятия: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив; готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности; повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий; образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений. |
4. |
Рефлексивный этап. Повторная диагностика. Цель: осмысление результатов деятельности по решению проблемы. Тестирование: 1. Опросник "Коммуникативные и организаторские способности". 2. Проблемная анкета. 3. Опросник "Индивидуально-типологические особенности личности" Л. Н Собчик. 4. Опросник "Оценка терминальных ценностей". 5. Опросник "Акцентуации характера" Леонгарда-Шмишека. |
Материалы по педагогике:
Уроки на старшей ступени обучения
Как и на младшей ступени, многое в уроке зависит прежде всего от специфики того, кого обучают. Вот почему нужно было хотя бы кратко охарактеризовать личность старшеклассника. Одним из важных новообразований в психике старшеклассника, по сравнению с подростком, является направленность на будущее, по ...
Закономерности развития детей раннего и дошкольного
возраста
Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период бы ...
Формы и методы развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении
дополнительного образования
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Одним из основных условий развития творческих способностей на занятиях в учреждении дополнительного образования, является, создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Главное на пути создания такой ...