Пилотажные исследования, проведённые в 2009-2010 учебном году на факультете педагогики начального образования и социальной педагогики среди студентов (категория дети-сироты) 1-3 курсов, свидетельствуют о следующем. Из 9 детей-сирот адаптировались к условиям высшего профессионального учреждения только один человек, т.к. по социометрическому статусу студентка входит в группу "принятых", профессиональный тип личности соответствует типу профессиональной среды, успешна в обучении (средний балл по осваиваемым дисциплинам - "хорошо"), коммуникативные и организаторские способности сформированы на среднем уровне. Остальные восемь человек, несмотря на соответствие профессионального типа личности профессиональной среде, испытывают трудности в профессиональной адаптации различного характера. Так двое из испытуемых не интегрировались в группу сверстников, четверо испытывают затруднение в освоении содержания высшего образования, у семи студентов данной категории коммуникативные и организаторские способности сформированы на низком уровне.
Исследование, которое проводилось на базе факультета педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 2011 году позволяет обобщить эти исследования. Они свидетельствуют о том, что у этих детей имеются проблемы различного характера. Процесс их профессионального становления затруднен в определенной степени, так как у них недостаточно развит уровень коммуникативных и организаторских способностей. Не все студенты из числа детей-сирот успешно интегрировались в группе сверстников, их беспокоят проблемы, связанные с будущим и правильностью профессионального выбора.
В результате реализации программы социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот частично проблемы были сняты. Но для наиболее успешного процесса профессионального становления студентов данной категории необходима постоянная помощь, мониторинг и диагностика.
Кроме этого необходимо отметить, что основной целью социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов всех категорий является оказание им помощи в формировании профессионально важных качеств (компетенций) будущего специалиста.
Для этого необходимо выявить эти компетенции, установить этапы в процессе обучения, на которых можно отслеживать уровень их сформированности. А также разработать диагностический инструментарий для выявления степени сформированности компетенций.
Материалы по педагогике:
Заведующий ДОУ как специалист по социальной работе
Заведующий детским дошкольным учреждением должна проводить планомерную психолого-педагогическую работу с родителями с целью создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетенции семьи. Говоря о конкретном объекте исследования – семье, можно отметить, что члены семьи ...
Реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса
Франция – страна, стоявшая непосредственно у истоков Болонского процесса. Появление этого процесса во многом связано с именем министра образования Франции Клода Аллегра (1997 – 2000). 21 июля 1997 г. он обратился к государственному советнику времен президентства Ф.Миттерана Жаку Аттали с письмом, в ...
Проектное обоснование
программы « Мир сказок »
Программа «Мир сказок» была разработана и апробирована в керамической студии гимназии № 6 г. Солнечногорска. Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующих эстетический и этический вкус ребенка, а также развивающих чувс ...