Коммюнике являются официальными сообщениями о результатах международных переговоров, встреч, конференций и т.п. В настоящей работе использованы коммюнике встреч министров образования 2001, 2003 и 2005 гг.
Хартии формулируют общие принципы и цели некоторых социальных общностей. В настоящей работе использована Великая Хартия Университетов, подписанная руководителями ведущих европейских университетов, рядом политиков и общественных деятелей в 1988 г. Она состоит из трех разделов: из преамбулы, основных принципов и методов. Более подробно о содержании этого документа речь пойдет во второй главе.
Важно отметить, что ни декларации, ни коммюнике, ни Великая Хартия Университетов не являются международными договорами и не имеют юридической силы. Они более свободны по структуре и содержанию, нежели источники права, что дает возможность их широкой трактовки. Эти документы имеют, однако, имеют моральный вес. Декларации, коммюнике и хартия, как и источники права, представляют собой гипертекст, только их отличает уже не юридическая, а политическая и идеологическая направленность. При этом, если декларации и хартии имеют более общий и торжественный характер, то коммюнике – более конкретный и технический.
Программный документ ESIB 2003 г. имеет много общих черт с декларациями – он также как и декларации ESIB 2001 и 2005 гг. отражает позицию организации по отношению к Болонскому процессу. Однако он более пространен по объему и проблематике и более конкретен в оценках, и, в сущности, является политическим кредо организации в Болонском процессе. Как и декларации, он является только лишь заявлением о намерениях.
Источники этой группы (за исключением упомянутой декларации 2001 г. и программного документа ESIB 2003 г.) представляют собой ключевые документы Болонского процесса, определившими его цели, задачи и принципы. При этом декларации и коммюнике, принятые после 1999 г. были в большей степени ориентированы на корректировку Болонского процесса. Документы этой группы имеют первоочередную важность в исследовании Болонского процесса, поэтому в настоящей работе на них сделан особый акцент.
III. Официальные доклады. Использованные официальные доклады разделяются на международные и национальные.
1. Международные доклады представлены докладами Европейской Комиссии; докладом Eurydice; докладами Болонской Рабочей Группы; национальными докладами Франции участникам Болонского процесса; докладами EUA.
1.1. Доклады Европейской Комиссии описывают деятельность этой организации в рамках Болонского процесса. Вполне естественно, что эксперты Еврокомиссии подчеркивают те аспекты деятельности, которые представляются им наиболее значимыми. Эти доклады являются важным политическим документом. В них Европейская Комиссия формулирует некоторые рекомендации министрам, относящиеся к приоритетам развития Болонского процесса. Министры чаще всего прислушиваются к мнению Европейской Комиссии и в соответствии с предложенными рекомендациями корректируют развитие Болонского процесса. В настоящей работе эти доклады использованы в качестве основного источника по изучению роли Еврокомиссии в Болонском процессе.
1.2. Доклад Информационной образовательной сети «Eurydice», действующей под эгидой Европейской Комиссии по культуре и образованию ЕС, является объемным исследованием, посвященным вопросам реализации задач Болонского процесса во всех странах-участниках процесса. Несмотря на свой объем, доклад сообщает только самую общую информацию по реформам (основные нормативные акты, краткое содержание реформ) и уделяет каждой стране по три страницы. Основная ценность доклада состоит во вступительном разделе, который посвящен сравнительному анализу предварительных результатов реформ в европейских странах. В работе доклад использован в качестве дополнительного источника по этому вопросу.
Материалы по педагогике:
Опытно-эксперимантальная работа выявления педагогических условий подготовки
старшеклассников к военной службе
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...
Модельное занятие №2 Использование инновационных образовательных технологий
в учебном процессе: проблемы и перспективы
1. Прочтите текст одного кейса (на выбор), проявите, какие образовательные технологии используют педагоги при организации учебного процесса 2. Чем, по вашему мнению, обоснован выбор преподавателем той, или иной технологии 3. В чём специфика, характерные особенности технологий, используемых преподав ...
Требования к уроку
· Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок ...