BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Историография

Историография

Страница 6

Законы, составляющие вторую категорию источников права, принимаются двухпалатным Парламентом. Статья 34 Конституции 1958 г. определяет сферы приложения законодательных актов. В этой же статье указывается, что закон определяет основные принципы образования. Таким образом, система образования находится в компетенции Парламента. В настоящей работе использовалось три закона: закон о высшем образовании 1984 г.; закон о въезде и проживании иностранцев во Франции и праве на убежище 1998 г.; закон об ориентации и будущем школы 2005 г.

Регламентарные акты разделяются на две категории. К первой относятся ордонансы, которые в соответствии со статьей 38 Конституции могут приниматься на ограниченный срок Советом Министров для выполнения программы Правительства. Фактически, речь идет о временных законах, издаваемых исполнительной ветвью власти. Ко второй категории относятся декреты Президента Республики или Премьер-министра, межминистерские или министерские постановления, регламентарные акты, принятые представителями государства на местном уровне (префектами, мэрами и др.) или же местными органами власти.

Эта категория источников составила значительную часть источниковой базы настоящего исследования. В частности, были использованы 8 декретов правительства Франции, 14 постановлений, 3 циркуляра и 3 ноты Министерства образования Франции. Эти документы (за исключением одного постановления министра образования 1997 г.), были приняты с 1999 по 2005 гг. Они составили правовую базу реформ высшей школы в рамках Болонского процесса.

Использованные декреты Премьер-министра представляют собой нормативные акты, включающие, как правило, от двух до десяти статей, каждая из которых емко определяет один из аспектов реформирования высшей школы. Постановления министра образования имеют более частный характер. Как правило, их предметом является один из аспектов реформ, который они наполняют конкретным содержанием. В этом смысле, они являются «расшифровкой» декретов Премьер-министра. Постановления в большинстве своем более объемны: они включают до нескольких десятков статей, причем статьи имеют обширный характер и зачастую состоят из нескольких абзацев. Ноты и циркуляры Министерства образования подготовляются директором одного из управлений Министерства (в настоящей работе использованы акты, подготовленные управлением высшего образования, DES). Они структурируются в свободной форме и направлены на реализацию текущей образовательной политики Министерства. Во многом, они носят технический характер и отражают конкретные вопросы реализации тех или иных аспектов реформ. В то же время они, как постоянные нормативные акты, могут определять некоторые долговременные механизмы функционирования высшей школы, например, устанавливать критерии оценки учебных заведений. Отметим также, что язык этих документов менее формален, нежели язык предыдущих актов вплоть до того, что директор управления может «пожурить» вузы за неверную трактовку положений тех или иных нормативных актов.

Особое место во французской правовой системе занимают кодексы. Они объединяют в себе нормативные акты, относящиеся к одной из сфер жизни общества. Кодификация не влечет за собой изменения действующих правовых норм и создание новых. Ее сущность заключается в отборе, классификации и структурировании нормативных положений. При этом правовые нормы, полностью входящие в тот или иной кодекс, отменяются с началом его действия. Кодексы разделяются на несколько частей: органическую (объединяющую органические законы), законодательную и регламентарную. В настоящей работе использованы законодательная и регламентарная части Кодекса образования Франции. Законодательная часть Кодекса была принята в 2000 г. Она включила в себя все законы, относящиеся к сфере образования, принятые до времени выхода его в свет. Законодательная часть охватывает общие аспекты функционирования образовательной системы и дает ее подробную юридическую характеристику. В работе использовался авторизированный перевод этой части Кодекса. Регламентарная часть Кодекса образования была принята в 2004 г. Она значительно меньше по объему, нежели законодательная часть, и посвящена некоторым частным вопросам функционирования образовательной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по педагогике:

Различия в запоминании слов и мимико-жестовых обозначений
Глухие дети, постепенно овладевая словесной речью в условиях специального обучения, усваивают и мимико-жестовую речь путем общения с окружающими их глухими более старшего возраста. Тем самым у глухих обычно сосуществуют две формы речи, весьма различные между собой по системам знаков, по лексике и г ...

Аутентичный видеофильм
Как уже было замечено выше, владение СЛК в устном общении предполагает овладение коммуникантом не только языковыми, но и неязыковыми средствами общения, а также способность выбирать и использовать их в соотнесении с конкретной коммуникативной ситуацией и социокультурными нормами стран изучаемого яз ...

Характеристика структуры опытно-экспериментальной работы и её основных элементов
Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе усвоения знаний учащимися, которую учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний у ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru