Цель настоящей работы – исследовать реформы системы высшего образования Франции, осуществляемые в рамках Болонского процесса.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
- охарактеризовать систему высшего образования Франции накануне реформ с точки зрения ее структуры, финансирования и механизмов управления, а также определить ее место в системе образования Франции;
- исследовать предпосылки, причины, содержание и сущность Болонского процесса;
- определить главные направления реформирования системы высшего образования Франции в рамках Болонского процесса, раскрыть их содержание;
- проанализировать предварительные результаты реформ и определить наиболее значимые достижения с точки зрения целей и задач Болонского процесса;
- выявить национальные особенности Франции в реализации реформ высшей школы в рамках Болонского процесса;
- проанализировать реакцию академического сообщества Франции на исследуемые реформы.
Объектом исследования является система высшего образования Франции. Предмет исследования - реформы системы высшего образования Франции в рамках Болонского процесса.
Территориальные рамки исследования распространяются на континентальную Францию. Исключение из рассмотрения заморских территорий Франции связано, во-первых, с характером используемых в работе источников, которые охватывают в основном континентальную Францию, во-вторых, с особенностью национального законодательства, которое распространяется на эти территории.
Хронологические рамки определяются периодом с 1998 г. (подписание министрами образования четырех европейских стран Сорбонской декларации, в которой была поставлена цель Болонского процесса) по 2005 г. (принятие последних по времени нормативных актов, имеющих отношение к реформам системы высшего образования Франции в рамках Болонского процесса).
Методологической основой исследования являются положение о конкретно-историческом подходе, подразумевающее изучение общественных явлений в их многообразии, взаимозависимости и историческом развитии, и общенаучный принцип объективности, предполагающий исключение предвзятости в оценке фактов.
В работе использован ряд общенаучных методов, а именно методы анализа, синтеза, аналогии, индукции, дедукции, классификации, описания, абстрагирования посредством отвлечения. В частности, были использованы несколько вариантов аналитического метода: метод системного анализа, позволяющий рассматривать высшую школу как системный институт, т.е. институт, соответствующий некоторым критериям (целенаправленность, наличие материального тела, формализация и унификация компонентов системы, замкнутость и др.), метод функционального анализа, дающий возможность изучать высшую школу с точки зрения ее функций и функций составляющих ее компонентов, метод сравнительного анализа, позволяющий сравнивать различные подсистемы высшей школы по некоторому основанию (например, сравнивать результаты реформ в различных типах высших учебных заведений), метод статистического анализа. Метод аналогии, подразумевающий вынесение заключений о тождественности объектов в случае сходства их по ряду признаков, применен при изучении реакции академического сообщества на реформы. Метод классификации, позволяющий разделять изучаемые объекты на отдельные группы, использован при изучении задач Болонского процесса, направлений реформ высшей школы Франции, позиций различных групп академической среды по отношению к реформам и др. Метод научного описания, заключающийся в фиксации сведений об изучаемых объектах, употреблен для исследования организационных и административных структур системы образования Франции, компонентов Болонского процесса, нормативных документов, имеющих отношение к реформам высшей школы и др. Также учитывая, что изучаемые события происходили в недавнем прошлом, в работе использован логический метод, позволяющий делать заключения об изучаемых объектах на основе авторских представлений о современном обществе.
Материалы по педагогике:
Содержание воспитания. Приоритетные стратегии воспитания
1. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания» Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке: знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, способности, навыки, умения, привычки поведения. Предметом формирования явля ...
Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму дошкольников с общим недоразвитием речи
Обострение российско-грузинских отношений, инспирированное режимом М. Саакашвили, с неизбежностью актуализировало проблему самопровозглашённых и всё ещё непризнанных государств на территории бывшей Грузинской Советской Социалистической Республики – Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Логи ...
Условия и факторы развития педагогического артистизма
у будущего учителя английского языка
Для развития педагогического артистизма у учителя, ведущего любой школьный предмет, в том числе и английский язык нужны соответствующие условия, которые можно разделить на внешние и внутренние (см. рис.1). Рис.1. Условия развития педагогического артистизма у учителя английского языка. К наиболее су ...