В ходе исследования были выявлены два направления для проведения формирующего этапа.
Факультативный курс «Подготовка учащейся молодежи к военной службе» адресован выпускникам школы, изучивших базовую учебную программу (ОБЖ, физической культуры, рассчитанный на 8 часов). Его содержание может быть представлено следующими темами.
Подготовка к военной службе как актуальная педагогическая проблема.
Военно-педагогическая ориентация в структуре самоопределения старшеклассника (2 часа).
Отечественные традиции военного и военно-патриотического воспитания (2 часа).
Воспитание гражданственности как педагогическая основа подготовки юношей к военной службе (2 часа).
Взаимосвязь понятий «Совесть», «Долг», «Честь», «Достоинство» как ценностно-смысловые компоненты содержания понятия «Патриотизм» (2 часа).
Внешкольные формы военно-патриотического воспитания.
Методика диагностики сформированности гражданственности, патриотизма, готовности к военной службе (2 часа).
Военно-патриотическая работа проводится по двум направлениям. Во-первых, учитель-организатор по ОБЖ стремится сформировать интерес к военному прошлому России на лекциях, практических уроках и внеклассных мероприятиях. Кроме этого, важную роль в закреплении и развитии уже сформированного интереса играют темы докладов, сообщений, рефератов, часть из которых формулировались как военно-исторические.
Во-вторых, в школе создается кружок, объединяющий учащихся, которые будут заниматься изучением военного прошлого нашей Родины самостоятельно.
Оценка результативности подготовки юношей к военной службе проводилась на констатирующим и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы. По предложенным тестам оценивался уровень знаний о военной службе и воинской деятельности. Полученные результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень знаний учащихся о военной службе и воинской деятельности
|
Уровень знаний |
11 «А» контрольный класс 18 учеников |
11 «Б» экспериментальный класс 19 учеников | ||
|
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента | |
|
Высокий |
2 чел. – 11,1% |
4 чел – 22,2% |
1 чел. -5,3% |
8 чел.-42,2% |
|
Средний |
7 чел.- 38,8% |
8 чел. – 44,5% |
7 чел. – 36,8% |
6 чел. -31,5% |
|
Низкий |
9 чел. – 50,1% |
6 чел. – 33,3% |
11 чел. –57,9% |
чел. -26,3% |
Наглядно динамику изменения уровня знаний учащихся можно увидеть в рис. 1.
Рис. 1 Уровень знаний учащихся о военной службе и воинской деятельности
До начала эксперимента высокий уровень знаний, который характеризуется полнотой, глубиной, осознанностью знаний преобладал у контрольного 11 «А» класса и составил 11,1%, После опытно-экспериментальной работы этот показатель вырос у них до 22,2%, но стал ниже, чем у учащихся экспериментального 11 «Б» класса – 42,2%.
Материалы по педагогике:
Методика обучения решению составных задач на
пропорциональное деление
Задача на пропорциональное деление включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной, слагаемые этой суммы являются искомыми. Клас ...
Фонетика. Предмет фонетики
Фоне́тика (от греч. φωνή - "звук", φωνηεντικός - "звуковой") - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую це ...
Обучение интонации в средней школе
Компоненты интонации французского языка, доступные для усвоения в средней школе, немногочисленны. Учащийся получают сведения об ударении и мелодии в рамках программы. Уже в 4-м классе учащиеся знакомятся с ударением. В 4-5-х классах ударение может быть усвоено имитационно, но на среднем этапе уже о ...