В ходе исследования были выявлены два направления для проведения формирующего этапа.
Факультативный курс «Подготовка учащейся молодежи к военной службе» адресован выпускникам школы, изучивших базовую учебную программу (ОБЖ, физической культуры, рассчитанный на 8 часов). Его содержание может быть представлено следующими темами.
Подготовка к военной службе как актуальная педагогическая проблема.
Военно-педагогическая ориентация в структуре самоопределения старшеклассника (2 часа).
Отечественные традиции военного и военно-патриотического воспитания (2 часа).
Воспитание гражданственности как педагогическая основа подготовки юношей к военной службе (2 часа).
Взаимосвязь понятий «Совесть», «Долг», «Честь», «Достоинство» как ценностно-смысловые компоненты содержания понятия «Патриотизм» (2 часа).
Внешкольные формы военно-патриотического воспитания.
Методика диагностики сформированности гражданственности, патриотизма, готовности к военной службе (2 часа).
Военно-патриотическая работа проводится по двум направлениям. Во-первых, учитель-организатор по ОБЖ стремится сформировать интерес к военному прошлому России на лекциях, практических уроках и внеклассных мероприятиях. Кроме этого, важную роль в закреплении и развитии уже сформированного интереса играют темы докладов, сообщений, рефератов, часть из которых формулировались как военно-исторические.
Во-вторых, в школе создается кружок, объединяющий учащихся, которые будут заниматься изучением военного прошлого нашей Родины самостоятельно.
Оценка результативности подготовки юношей к военной службе проводилась на констатирующим и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы. По предложенным тестам оценивался уровень знаний о военной службе и воинской деятельности. Полученные результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень знаний учащихся о военной службе и воинской деятельности
|
Уровень знаний |
11 «А» контрольный класс 18 учеников |
11 «Б» экспериментальный класс 19 учеников | ||
|
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента | |
|
Высокий |
2 чел. – 11,1% |
4 чел – 22,2% |
1 чел. -5,3% |
8 чел.-42,2% |
|
Средний |
7 чел.- 38,8% |
8 чел. – 44,5% |
7 чел. – 36,8% |
6 чел. -31,5% |
|
Низкий |
9 чел. – 50,1% |
6 чел. – 33,3% |
11 чел. –57,9% |
чел. -26,3% |
Наглядно динамику изменения уровня знаний учащихся можно увидеть в рис. 1.
Рис. 1 Уровень знаний учащихся о военной службе и воинской деятельности
До начала эксперимента высокий уровень знаний, который характеризуется полнотой, глубиной, осознанностью знаний преобладал у контрольного 11 «А» класса и составил 11,1%, После опытно-экспериментальной работы этот показатель вырос у них до 22,2%, но стал ниже, чем у учащихся экспериментального 11 «Б» класса – 42,2%.
Материалы по педагогике:
Методические рекомендации по развитию волевого поведения детей дошкольного
возраста
Деятельность, которая приносит малышу удовольствие, помогает в его воспитании значительно больше, чем прямые требования исправиться, слушаться взрослых. Ниже приведены игры, направленные на развитие нравственно – волевых качеств личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнест ...
Классификация повторения в зависимости от
содержания повторяемого материала
Повторение можно классифицировать в зависимости от содержания повторяемого материала: повторение, проводимое на уровне понятий, на уровне системы понятий, на уровне теорий. Это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. ...
Принципы отбора иллюстраций для детей
Пейзажная картина – это сложное произведение, для понимания которого необходимо устанавливать многообразные пространственные, временные и причинно-следственные связи, поэтому она доступна для восприятия детей лишь с 4-го года жизни. Успех художественного развития малышей во многом зависит от создан ...