BriefEducation
Образование: теория и практика » Педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе » Опытно-эксперимантальная работа выявления педагогических условий подготовки старшеклассников к военной службе

Опытно-эксперимантальная работа выявления педагогических условий подготовки старшеклассников к военной службе

Страница 3

отношение к военной службе;. Отношение юношей к военной службе будет определяться с помощью анкеты.

сформированность социально-значимых нравственных ценностей, свойств и качеств личности (прежде всего: гражданственность, патриотизм; честь, долг, совесть, достоинство).

К диагностическим методикам определения сформированности гражданственности были отнесены задания, позволяющие выявить:

характер осознания Отечества и себя в качестве гражданина-патриота и защитника Отечества как ценностей;

знания правовых и нравственных норм;

обогащение социального опыта совместной деятельности и общения на основе этих норм;

построение «временной перспективы» (жизненный план).

В ходе эксперимента были использованы следующие диагностические методики:

1. Сочинения «Воинская служба - гражданский долг». Анализ сочинения проводился по методике С.Г.Вершловского.

Сочинение на социальную тему как материал для изучения ценностных ориентации учащихся относится к числу неофициальных, личных документов. Специфика использования сочинения в качестве объекта социально-педагогического исследования еще далеко не определена. Не найдены и более или менее строгие методы обработки этого документа. Вместе с тем, накоплен достаточно обширный опыт использования творческого сочинения с целью предоставить автору возможность самовыражения и общения с окружающими, а также выявить уровень интеллектуального и эмоционального развития автора.

Об этих особенностях сочинения еще в 60-е годы писал П.М.Якобсон, что в сочинениях выявляются представления о характере взаимоотношения, оценки и моральные суждения, определяются в какой-то мере эмоционально-нравственные установки, подход к существующим явлениям жизни.

Сочинение помогает судить об авторе как об индивидуальности, неповторимость которой обнаруживается в нем полнее, чем при анкетном опросе. «Непреднамеренность» и субъективная окраска сочинения делает его важным источником изучения умонастроения людей, их гражданской позиции.

Схема анализа сочинений заключается в следующем:

1) Краткая характеристика учащихся.

Оформление работы.

«Жанры».

Полнота раскрытия понятия «гражданственность».

Степень аргументированности суждений.

Наличие «личностной программы» гражданина.

Эмоциональность изложения.

Методика незаконченных предложений, которая позволяет определить представления старшеклассников о патриотизме.

Старшеклассникам были даны следующие предложения:

«Патриот -это .»;

«Свобода выбора в школе - это .»;

«Чтобы стать патриотом, необходимо .»;

«Я имею право на реализацию своих интересов, способностей в таких видах деятельности, как .»;

«Мне очень хотелось, чтобы моя Родина была .»;

«Я думаю, что несу полную ответственность перед собой, другими людьми за Россию, потому что .».

Методика незаконченного предложения имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным анкетным опросом, поскольку рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, при этом задается ритм ответа, происходит усиление эмоциональной включенности в работу.

Выделенные группы критериев позволили поставить следующую задачу: определить наличие связей между уровнем сформированности гражданственности и показателями готовности (а, Ь, с) к военной службе.

Если такая связь будет обнаружена в опыте школы, то можно будет сделать вывод о доказанности составляющих теоретическую основу исследования. Кроме того, в этом случае можно считать, что правомерно выделение в методике внутришкольных и внешкольных (совместных) форм подготовки юношей к военной службе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Система обучения Л.В. Занкова
Систему Л.В. Занкова нередко противопоставляют системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, что фиксируется даже в названиях систем: "Дидактическая система обучения Л.В. Занкова" и "Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова". Имплицитно в названиях присутствует указ ...

Место фонетики в системе языка
Какое место в ряду лингвистических дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании различное решение. Одни рассматривали фонетику как часть грамматики, другие - как самостоятельную дисциплину. Второе решение имеет больше оснований уже потому что фонетика оперирует незнаковыми, одност ...

Понятие методологии и ее сущность
Не только педагоги-практики, нередко за понятием “методология” видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.1 Есть и другие определения ме ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru