Характеристика конкретности позволяет рассматривать показатель как понятие более частное по отношению к критерию, а значит измерителем последнего.
Характеристика диагностичности свидетельствует о том, что показатель должен быть доступен для наблюдения, учета и фиксации.
При исследовании педагогических явлений обычно используют не один критерий, а некоторую их совокупность, представляющих систему.
Объективность и целостность критериального аппарата исследования обеспечивается тремя уровнями его функционирования:
методологическим уровнем, который составляет концептуальную основу выбора и мотивировки адекватных общей идеологии исследования критериев и показателей: определяет совокупность единых принципов, позволяющих обозначит границы требований к их количественно-качественному наполнению; образует качественную основу типологизации критериев и показателей;
теоретическим уровнем, представляющим собой прогностическую модель оценки результативности, обладающей функцией перевода парадигмальных целей в их педагогический статус, а также функцией проектирования диагностической иерархии целей (идеальная модель) и позволяющей осуществлять педагогические преобразования;
инструментальным уровнем, устанавливающим возможность использования методов, способов и средств контроля и диагностики, органично включенных в исследуемый процесс.
Целостное представление о предмете исследования можно получить анализируя три группы объектов анализа.
Оценка условий, созданных в школе для подготовки старшеклассников к военной службе, к которым относятся:
устойчивая открытость школы;
реализация воспитательной концепции, включающая в себя военно-патриотическое воспитание.
Главным показателям этого критерия является готовность учащихся к решению задач военно-патриотического воспитания.
Перечень умений:
Умение предлагать альтернативные решения проблемы.
Умение объективно оценить собственно решение.
Умение коллективного решения проблемы.
Умение «проиграть» вероятную педагогическую ситуацию в разных ролях.
Умение положительно решить конфликт.
II.Оценка педагогической обоснованности и практической значимости Программы подготовки старшеклассников к военной службе. «Программа военно-патриотического воспитания» из журнала «Основы безопасности жизнедеятельности», содержит условия, необходимые для подготовки учащейся молодежи к военной службе. Сопоставление реально имеющихся условий и условий необходимых позволяет обосновать направления подготовки старшекласников к военной службе.
III.Оценка результативности подготовки старшеклассников к военной службе. Интегральным критерием этой оценки является готовность личности в военной службе. Данный критерий имеет сложный состав. Анализ литературы по проблеме готовности к военной службе позволяет выделить как наиболее часто употребляемые в практике следующие показатели:
сформированность знаний о военной службе и воинской деятельности;
Сформированность знаний планируется определять на уроках ОБЖ по тестам, разработанным Горбуновым Сергеем Дмитриевичем – учителем-организатором ОБЖ :.
Выделены три уровня сформированности знаний
высокий, который характеризуется полнотой, глубиной, осознанностью знаний;
средний, который характеризуется полнотой знаний, определяемый программой учебной дисциплины ОБЖ;
низкий, который характеризуется фрагментарностью знаний.
Материалы по педагогике:
Подбор и апробация методики по обогащению словаря детей старшего
дошкольного возраста
Работа по обогащению словаря детей проходила в процессе ознакомления с природой. В работе применялись известные, неоднократно апробированные в методических исследованиях и практике методы и приемы, адаптированные к конкретному содержанию, в частности, методики Колуновой Л.А., Ушаковой О.С. Лексичес ...
Педагогика свободного воспитания
В1973г. в Англии на 91-м году жизни скончался "последний классик" свободного воспитания, создатель и бессменный руководитель легендарной школы Саммерхил Александр Нил (Нейлл). На протяжении всей своей долгой жизни он, словом и делом отстаивал право ребенка жить и развиваться свободно уж ...
Этапы формирования навыка чтения
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...