Далее в ходе опытно-экспериментальной работы проводилась диагностика сформированности социально-значимых нравственных ценностей, свойств личности, включающих гражданственность. Полученные результаты контрольного и экспериментального классов отражены в таблице 3. Ученикам обоих классов предложено написать сочинение на тему «Воинская служба - гражданский долг».
Таблица 3.
Сформированность социально-значимых нравственных ценностей, свойств и качеств личности, на примере гражданственности.
Уровень знаний |
9 «А» контрольный класс 18 учеников |
9 «Б» экспериментальный класс 19 учеников | ||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента | |
Высокий |
2 чел. – 11,1% |
3 чел – 16,6% |
2 чел. -10,5% |
8 чел.-42,2% |
Средний |
8 чел. – 44,5% |
8 чел. – 44,5% |
7 чел. – 36,8% |
8 чел -42,2% |
Низкий |
8 чел. – 44,5% |
7 чел.- 38,9% |
10 чел. –52,7% |
3 чел. -15,6% |
Для сравнения итоговых результатов составлена гистограмма 2.
Рис. 2. Сформированность социально-значимых нравственных ценностей, свойств и качеств личности, на примере гражданственности.
Результаты контрольного этапа говорят о том, что у экспериментального класса значительно повысилось такое качество как гражданственность с 10,5% до 42,2%. Низкий уровень сохранился только у трех школьников, что составило 15,6%. Средний показатель практически сравнился с результатом контрольной группы с разницей 3,3%.
Методика незаконченных предложений позволила определить представления старшеклассников о патриотизме. Итоговая таблица 4 отражает полученные результаты.
Таблица 4.
Представления старшеклассников о патриотизме
Уровень знаний |
11 «А» контрольный класс 18 учеников |
11 «Б» экспериментальный класс 19 учеников | ||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента | |
Высокий |
2 чел. – 11,1% |
3 чел – 16,7% |
2 чел. -10,5% |
8 чел.-42,2% |
Средний |
7 чел. – 38,8% |
8 чел. – 44,5% |
8 чел. – 42,2% |
8 чел -42,2% |
Низкий |
9 чел. – 50,1% |
7 чел.- 38,8% |
9 чел. –47,3% |
3 чел. -15,6% |
Материалы по педагогике:
Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, ...
Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи
В ходе изложения теоретических и методических основ обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось, что их успешное осуществление происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей ...
Требования к уроку
· Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок ...