BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении

Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении

Страница 5

В произведении Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы" слова "сажень", "аршин", "купчиха", "зипун" не мешают детям понять содержание художественного произведения, поэтому их тоже можно не объяснять. А вот слово "половодье" необходимо объяснить детям перед чтением, т.к. не понимание его значения может затруднить восприятие детьми содержания стихотворения. Во вступительном слове перед чтением можно сказать, что после снежной зимы наступает весна, когда солнышко начинает греть сильнее и снег быстро тает, воды становится с каждым днем все больше и больше. Реки разливаются, затопляют луга, поля, леса. Это и называется половодьем.

Иногда новое слово, фраза требуют обстоятельного объяснения, тогда решение может быть двояко: если читается художественное произведение (и тем более стихи), не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, так как это отвлекает ребенка, нарушает восприятие образа и ритма языка. В этих случаях незнакомые слова следует объяснить до чтения. При чтении книг познавательного характера объяснять новое вполне возможно в процессе чтения. Непонятные слова и фразы могут помешать правильному восприятию читаемого в целом, и объяснение их "после чтения" нецелесообразно; последующим объяснением отдельных слов восприятие уже не может быть исправлено. Бывают случаи, когда при художественном чтении или рассказывании рядом с новым словом можно поставить знакомое, поясняющее, не прерывая рассказа объяснением; такие слова заранее объяснять не нужно. Различные методические приемы в отношении незнакомых Слов полезны тем, что, не давая единого шаблонного решения вопроса (например, все новые слова объяснять заранее), мы приучаем ребенка к большему вниманию к слову, оставляем возможность по ситуации догадаться, осмыслить новое слово, строй фразы, так как втягиваем ребенка в активную работу над осмыслением языка художественного произведения.

Объяснение значений устаревших слов возможно не только опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значения слов:

а) объяснение значений слов путем показа картинки;

б) сопоставление слова с другими словами;

в) составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;

г) пояснение слова другим словом, близким по значению: мужественный - храбрый, голик - метелка, кручина - тоска, горлица - птица;

д) подбор к слову слова, противоположного по значению (антонима): глупый - умный.

е) объяснение слова через его определение: богатырь - защитник, человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги;

ж) сравнение слов по звучанию и значению; подбор рифмованных слов.

Дидактические упражнения

Расширить словарь дошкольника надо не только за счет существительных, но и за счет прилагательных. "Угадай, что это?" (работа с картиной, иллюстрацией).

Назовите качество какого-нибудь предмета, а ребенку предложите определить какой это предмет. Например: сильный, смелый, бесстрашный, защитник Родины (богатырь).

При описании предмета ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Развитие транспортной информационной инфраструктуры
Развитие транспортной информационной инфраструктуры, обеспечивающее телекоммуникационную связанность образовательных учреждений различного уровня на основе применения уже привычных для многих людей средств информационных и телекоммуникационных технологий. В результате появляется реальная возможност ...

Организация и условия оценивания ЗУН первоклассников по курсу «Трудовое обучение», не вызывающие психологической напряжённости у учащихся
Оценивание – это процесс сравнения уровня владения знаниями, умениями, навыками, достигнутого учащимся, с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Однако следует помнить, что нельзя оценивать «чистые» знания, имеющиеся у ребёнка, в отрыве от его усилий, от содержания учебной деят ...

Этапы родительского собрания
1 этап. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмос ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru