BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль юмора в воспитании » Эмоциональное развитие ребенка

Эмоциональное развитие ребенка

Страница 1

Тщательный анализ взаимоотношений детей и родителей показывает, что к 3 месяцам жизни опекун и ребенок уже взаимодействуют в сложной коммуникативной системе, в рамках которой каждый партнер адекватно и точно вовремя реагирует на сигналы «другого».

В ходе нескольких экспериментов исследователи разрывали этот взаимообмен эмоциональными сигналами, предлагая родителю либо придать своему лицу безучастное выражение, либо продемонстрировать депрессивные чувства. В попытках вернуть утраченное взаимодействие младенцы использовали выражение лица, вокализации и движения тела. Когда же эти усилия не приводили к успеху, малютки отворачивались, хмурились и плакали. Американские, канадские, китайские малыши одинаковым образом реагировали на безучастные лица родителей. Этот факт говорит о том, что данная реакция может являться врожденным ответом на недостаток общения с опекунами.

Результаты многих исследований говорят о том, что эмоции оказывают влияние на физическое благополучие детей. Постоянный психологический стресс коррелирует со множественными нарушениями здоровья, свойственными как взрослым, так и детям, например, с увеличением пульса, кровяного давления, подавлением иммунитета. Эти реакции могут служить объяснением связи негативных эмоций с сердечно – сосудистыми заболеваниями, инфекционными болезнями и некоторыми формами рака. Помимо этого стресс нарушает работу пищеварительной системы, которая лишается крови, поступающей в мозг, к сердцу и к конечностям (так как тело готовится к действию). Соответственно, отрицательно окрашенные переживания могут стать причиной расстройств пищеварительной системы, таких как запор, понос, колит, язва.

Через несколько недель после рождения дети депрессивных матерей начинают плохо спать, являются менее внимательными и чувствительными к окружающим, нежели благополучные младенцы.

Согласно функционалистскому подходу, эмоции, кроме всего прочего, играют важную роль в появлении самосознания. Например, интерес и возбуждение, демонстрируемые младенцами при воздействии на новые объекты, помогают детям развить чувство самоэффективности, то есть осознание того, что они могут влиять на события в окружающем мире.

Радость, выражающаяся сначала в счастливых улыбках, а затем в текущем рекой смехе, влияет на многие аспекты развития. Младенцы улыбаются и смеются, овладев новыми умениями, так как совершенствование в моторной и когнитивной сферах связано для них с удовольствием. Кроме того, улыбка поддерживает заботу и стимуляцию со стороны опекунов, и в результате малыши начинают улыбаться еще чаще. Радость соединяет родителя и младенца узами сердечных, поддерживающих взаимоотношений, благоприятствующих когнитивному развитию крохи.

В течении первых недель жизни новорожденные дети улыбаются, будучи сытыми, находясь в стадии быстрого сна, а также ощущая нежные прикосновения (поглаживания, покачивания) и слыша приятные звуки (такие, как ласковый голос матери). К концу первого месяца младенцы улыбаются при восприятии интересных образов, однако эти образы должны обладать динамикой и привлекать взгляд (примером является яркий предмет, неожиданно пересекающий поле зрения ребенка). Между 6 и 10 неделями жизни человеческое лицо вызывает у младенцев широкую улыбку, называемую социальной улыбкой, за которой вскоре следует довольное гуление. Эти изменения происходят параллельно развитию перцептивных способностей младенца, особенно в плане увеличения чувствительности к зрительным образам, включая человеческое лицо.

К 2 – 3 месяцам младенцы улыбаются и гулят, обнаружив связь между своим поведением и внешним событием (например, когда толчок ножкой приводит к движению игрушки, а наклон – к покачиванию на коленях).

Вскоре дети начинают улыбаться, прежде всего при взаимодействии с людьми. В ходе одного из исследований трехмесячных младенцам предъявляли 4 стимула, обладающих структурой человеческого лица. Каждый из этих стимулов (незнакомый взрослый и 3 куклы, различающиеся по степени схожести с человеческим лицом) последовательно «реагировал» на поведение испытуемых. Хотя младенцы с одинаковым интересом смотрели на все стимулы, наибольшее количество улыбок (так же как и вокализаций) было отдано лицу взрослого. Крохи явно приписывали человеческим существам уникальные социальные свойства.

Смех, возникающий между 3 и 4 месяцами, отражает более быструю, чем случаи с улыбкой, обработку информации, но как и улыбка, первый смех появляется в качестве реакции на очень активную стимуляцию, такую как игривая фраза родителя «Я тебя съем!», сопровождаемая поцелуем в животик младенца. По мере того как малыш все лучше понимает свой мир, он начинает смеяться в ходе событий, включающих в себя более тонкие, чем раньше, элементы сюрприза, такие как бесшумная игра в прятки.

К середине первого года жизни младенцы предпочитают улыбаться и смеяться в ходе интеракций со знакомыми людьми «данное предпочтение усиливает привязанность между родителем и ребенком». Младенцы – 10 -12 месяцев, подобно взрослым, умеют улыбаться по – разному (в зависимости от ситуации), демонстрируя широкую, «до ушей», улыбку в ответ на приветствие со стороны родителя; скупо улыбаясь незнакомцам и широко открывая улыбающийся рот во время стимулирующей игры. На протяжении второго года жизни улыбка становится произвольным социальным сигналом. В раннем детстве ребенок прерывает игру с интересной игрушкой ради того, чтобы передать свой восторг участливому взрослому.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Воспитание гуманных чувств у дошкольников
Создание условий для формирования у детей – дошкольников гуманного отношения к окружающим В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложня ...

Описание ситуации или как происходило обучение
Исходя из логики МППА начало работы связано с определением инициатора темы: мы (разработчики программы) или студенты. Так как последний вариант временно затратный в большей мере, то тему проекта «Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе» определили руководители специализацией. Поэтому пр ...

Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса
Болонский процесс, начавшийся летом 1999 г., придал стремительное ускорение европейским интеграционным процессам в сфере высшего образования. Однако сказать, что он инициировал интеграцию, было бы неправомерно. Интеграция в высшем образовании, а еще шире – его интернационализация – началась значите ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru