BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении

Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении

Страница 7

При этом дети должны овладеть значением слова, соотнося понятия "денотат" и "сигнификат". Здесь развитие речевой и мыслительной деятельности происходит одновременно. От пассивного владения словом, при котором ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, он переходит к активному использованию слов в речи и овладевает их значением.

Речь становится постепенно основой качественного преобразования психических процессов и превращается в орудие мышления.

Для того, чтобы овладеть значением слова, ребенок должен соотносить языковые, формальные элементы и компоненты значения, предварительно их выделив.

Иными словами, значения детских слов не являются "застывшими", они динамичны. Одно и тоже слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира "значит" для ребенка разного возраста и разного уровня развития - разное.

Анализ природы слова и особенности освоения детьми лексики позволяют выделить в словарной работе с детьми два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной соотнесенности слов и их понятийного содержания. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.

На разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль логических. У ребенка в 3-5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной соотнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5-6 лет - системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные наглядные связи. К старшему возрасту происходит овладение правилами словообразования, что позволяет ребенку использовать разные способы толкования слов.

Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления.

Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того, как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации. Происходит смена форм речевой деятельности, из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, представленных в практической части нашей выпускной квалификационной работы, делаем вывод, что при встрече с незнакомым устаревшим словом ребенок пытается понять значение и смысл, а для этого ему приходится выполнять сложную мыслительную операцию, в результате которой толкование слова производится доступными ребенку средствами.

Наиболее употребляемыми при толковании слов являются способы: опора на наглядность, замена синонимичным словом, использование описательных эпитетов, расширение и сужение значение слова и опора на основной и вспомогательный лексико-семантический компонент и использование слов одной лексико-семантической группы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Организация заведующей ДОУ встречи с родителями
В процессе беседы с родителями заведующая решает несколько задач. Во-первых, собирает сведения о ребенке, его семье, об условиях, в которых он воспитывается, об уровне его общего развития – и решает вопрос о приеме ребенка, договариваясь о времени поступления ребенка в ДОУ. Во-вторых, заведующая зн ...

Методы развития волевого поведения детей дошкольного возраста
Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие р ...

Физкультминутки и физкультпаузы на уроках
Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, следовательно, в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мыш ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru