При этом дети должны овладеть значением слова, соотнося понятия "денотат" и "сигнификат". Здесь развитие речевой и мыслительной деятельности происходит одновременно. От пассивного владения словом, при котором ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, он переходит к активному использованию слов в речи и овладевает их значением.
Речь становится постепенно основой качественного преобразования психических процессов и превращается в орудие мышления.
Для того, чтобы овладеть значением слова, ребенок должен соотносить языковые, формальные элементы и компоненты значения, предварительно их выделив.
Иными словами, значения детских слов не являются "застывшими", они динамичны. Одно и тоже слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира "значит" для ребенка разного возраста и разного уровня развития - разное.
Анализ природы слова и особенности освоения детьми лексики позволяют выделить в словарной работе с детьми два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной соотнесенности слов и их понятийного содержания. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.
На разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль логических. У ребенка в 3-5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной соотнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5-6 лет - системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные наглядные связи. К старшему возрасту происходит овладение правилами словообразования, что позволяет ребенку использовать разные способы толкования слов.
Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления.
Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того, как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации. Происходит смена форм речевой деятельности, из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, представленных в практической части нашей выпускной квалификационной работы, делаем вывод, что при встрече с незнакомым устаревшим словом ребенок пытается понять значение и смысл, а для этого ему приходится выполнять сложную мыслительную операцию, в результате которой толкование слова производится доступными ребенку средствами.
Наиболее употребляемыми при толковании слов являются способы: опора на наглядность, замена синонимичным словом, использование описательных эпитетов, расширение и сужение значение слова и опора на основной и вспомогательный лексико-семантический компонент и использование слов одной лексико-семантической группы.
Материалы по педагогике:
Механизмы и условия формирования и развития познавательного интереса у
детей младшего школьного возраста
По мнению А.К. Марковой, в классных коллективах младших школьников на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами ...
Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных
психических процессов у дошкольников с ОНР
На современном этапе развития отечественной системы специального образования разрабатывается новое содержание воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Каждому ребенку нужно обеспечивать максимально возможный уровень психического развития, выявление и учет индивидуально- ...
Место фонетики в системе языка
Какое место в ряду лингвистических дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании различное решение. Одни рассматривали фонетику как часть грамматики, другие - как самостоятельную дисциплину. Второе решение имеет больше оснований уже потому что фонетика оперирует незнаковыми, одност ...