BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении

Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении

Страница 4

19. Предложить ребенку создать дома или в саду "словарь устаревших слов" с объяснениями, картинками или подбором иллюстраций к слову.

20. Используйте для закрепления значения устаревших слов изодеятельность: зарисовать, слепить понравившегося персонажа сказки, зарисовать сюжет и т.д.

21. После чтения художественной литературы можно предложить ребенку пересказать не всю сказку, не весь рассказ, а только тот отрывок, в котором говорится о том, что ему понравилось и особенно запомнилось. Можно предложить ребенку вести пересказ, например, от своего имени или от третьего лица (от имени героя).

22. Хорошее упражнение для развития речи и усвоения устаревших слов - рассматривание иллюстраций, картин и составление по ним рассказа. Постепенно это задание усложняется. Ребенку можно предложить не только рассказать о том, что изображено, но и описать последующие или предшествующие события. Кроме того, можно попросить его дать описание картины (иллюстрации) по памяти: сначала дошкольник внимательно рассматривает ее, потом картинку убирают, а он рассказывает, что на ней было изображено.

23. Когда ребенок составляет самостоятельные рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, на поляне, в комнате), в какое время года (зимой, летом, весной, осенью), попросите описать внешность героя, его одежду, настроение.

24. Вместе с тем учите ребенка сжато передавать содержание сказок, былин, рассказов.

В этом возрасте дети уже безошибочно отличают сказку от рассказа, стихи от прозы. Однако после чтения художественного произведения все же следует спросить ребенка, что вы ему прочитали: сказку, рассказ или стих.

25. При чтении художественных произведений обращайте внимание ребенка на языковые средства, используемые автором, например, при описании природы, предмета, какого-нибудь явления (лес уснул, облака нависли).

Предложите ребенку и самому сравнить хорошо знакомые ему предметы, явления природы, подобрать эпитеты к ним: "Как можно иначе сказать об облаках? С чем их можно сравнить?

Приемы толкования значения слов

Правила объяснения ребенку устаревших слов предусматривают несколько вариантов:

1. До чтения произведения;

2. В процессе чтения произведения, в том случае, если об спросит ребенок.

3. После чтения произведения.

Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (горница-комната); употребление слов или словосочетаний педагогом и родителем до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и другие.

Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Часто сам текст и действие делают вполне ясным их смысл, ребенок это улавливает. Так, читая сказки А.С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия "столбовая дворянка", "соболья душегрейка", "пряник печатный", т.к. они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Методика организации психологических тренингов для формирования личностных качеств учащихся
Тренинг – интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. До принятия ЕГЭ традиционные выпускные экзамены считались своего рода репетицией вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при пос ...

Общие вопросы методики обучения решению задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбрать, а затем и выполнить арифметические действия. В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и иско ...

Географическая площадка. Репродуктивный метод обучения географии
Географическая площадка - это лаборатория учителя географии под открытым небом. Работа на площадке развивает умение наблюдать происходящее явление или процесс. Для организации географической площадки нужен небольшой участок земли (10 *10; если место для класса - 21*12). Место для географической пло ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru