Место контрольных работ в системе повторения
Контрольные работы по математике являются составной частью учебного плана; они представляют одну из форм самостоятельной работы ученика.
Контрольные работы содействуют включению учащихся в текущую, повседневную самостоятельную работу по углублению своих знаний и навыков; они мобилизуют и организуют учащихся на систематическое углубленное изучение материала.
Контрольные работы должны служить средством и методом, побуждая учащихся к систематическому повторению учебного материала.
Для школы и учителей контрольная работа является средством контроля самостоятельной учебной работы учащихся, позволяющим проверить усвоение учащимися материала курса.
Тематика и содержание контрольных работ при повторении зависит от целей и намерений учителя; однако они всегда должны выбираться в пределах той части курса, которая была повторена к моменту контрольной работы.
Охватить содержание всего курса не является задачей контрольной работы, она должна содержать самую существенную часть материала того раздела, который ученик обязан изучить к моменту контрольной работы.
Содержание контрольных работ должно быть таким, чтобы оно исключало возможность дачи готового ответа из учебников учеником на поставленные вопросы. Перед выполнением контрольной работы ученик должен не только собрать материал из учебников, но и провести серьезную обработку повторенного материала: сравнение и сопоставление явлений и фактов, их анализ, обобщение и углубление материала всей темы и т. д.
Если контрольная работа проводится по очередной теме программы, то в этом случае в нее должен входить и ранее пройденный и уже к этому моменту повторенный учебный материал. Такое включение в текст контрольных работ вопросов из ранее пройденного материала, если они вошли в систему, заставляет учащихся повторить материал, пройденный ранее, несколько шире.
Что касается соотношения текущего и ранее пройденного материала в контрольной работе, то целесообразно, чтобы 30 — 40% было из старого, повторительного материала. Продолжительность контрольной работы может быть различной — от 20 мин. до 2 часов. Но, как правило, в школьной практике мы встречаем контрольные работы, рассчитанные на один час. Такая продолжительность вполне нормальна; она вызывает повышенную активность и приучает учащихся рационально использовать время.
Число вариантов контрольных работ должно обеспечить самостоятельность ее выполнения учащимися. Опыт показывает, что число вариантов не должно быть менее четырех.
Контрольная работа может иметь как теоретический, так и практический характер; она может содержать как вопросы из теории, так и упражнения.
Во всех случаях контрольная работа должна показать:
как ученик усвоил материал курса, и в какой степени овладел практическими навыками;
насколько учащийся овладел методом самостоятельной работы над темой;
степень сознательности выполнения контрольной работы, в какой мере учащийся умеет делать обобщение по теме и грамотно излагать ее в письменной форме;
глубину и полноту ответов на поставленные вопросы, исследовательские навыки, овладение математической терминологией, внешнее оформление работ.
Методически правильно организованные контрольные работы приучают ученика систематически и тщательно выполнять задания по текущему повторению, и тем самым контроль становится более эффективным.
Таким образом, контрольные работы, включающие в себя ранее пройденный материал, способствуют организации систематического повторения ранее пройденного учебного материала.
Не менее важное значение имеет проверка контрольных работ. От правильной постановки и своевременной проверки контрольных работ в значительной степени зависит качество и успешность самостоятельного повторения учебного материала учащимися.
Проверяя работу учащегося, преподаватель должен отметить каждую ошибку и недочет с указанием при разборе, в чем заключается сущность ошибки.
Тщательно проверив работу, сделав соответствующие исправления и замечания в тексте, преподаватель должен выбрать все необходимые данные для анализа контрольной работы в классе.
Анализ результатов работы является весьма важным этапом в системе контрольных работ. Он дает возможность учащимся видеть свои успехи, а также те недостатки, которые еще нужно устранить.
При разборе результатов контрольных работ необходимо отметить наиболее удачные работы; но подробнее нужно остановиться на тех характерных недостатках, которые нашли место в контрольных работах. Здесь нужно дать анализ и классификацию ошибок, отмеченных в тексте контрольных работ. При этом в первую очередь, отмечаются недостатки, касающиеся теоретической стороны вопроса, и делаются соответствующие указания, или повторяются в классе те разделы, на которые больше всего приходится ошибок. В этой части указываются также те вопросы, которые недостаточно усвоены и неполно изложены в контрольной работе.
Материалы по педагогике:
Протокол оценки расписания уроков в классе
Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 -12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Начиная с 12 ч. работоспособность учащихся понемногу пада ...
Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие ...
Чтение как сложный психофизиологический процесс
Критический анализ проблемы нарушения чтения должен основываться, прежде всего, на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный ...