Использование задач, систематизированных определенным образом – это один из путей повышения эффективности процесса повторения. Так как в большинстве своем геометрические задачи менее алгоритмичны, чем алгебраические, то особое значение приобретает обучение учащихся общим приемам решения задач. Поэтому повторению подлежат не только определения и теоремы, но и общие приемы решения задач, логические конструкции, геометрические конфигурации.
Большой дидактической целью обладают задачи, в которых требуется найти свойства и отношения реализуемые на некоторой конфигурации. На удачно подобранной конфигурации можно повторить многие вопросы курса геометрии. Но главное, что на таких примерах учащиеся обучаются планомерному, комплексному анализу чертежа, у них формируется и развивается «геометрическое видение», оттачивается интуиция.
Например: «В треугольнике АВС проедены высоты
,
,
. Точки
,
,
, последовательно соединены (рис. 6). Найдите свойства и отношения которые выполняются на данной конфигурации».
Эта конфигурация дает богатый материал для повторения вопросов «Углы в треугольнике», «Подобие», «Площади подобных фигур». Добавив описанную окружность, получаем вписанные углы и т.д.
Работая с конфигурацией, учащиеся могут открыть «свои» теоремы, например: «Высоты треугольника содержат биссектрисы треугольника
».
При работе с такими задачами можно использовать следующую методику. Учащимся на дом предлагается задание – найти свойства и отношения, реализуемые на данной конфигурации, а затем, используя найденные свойства, составить свои задачи. Эти задачи могут быть либо обсуждены на очередном уроке со всем классом, либо предложены для самостоятельного решения в классе. Происходит своего рода математическое соревнование – кто больше всего придумал «своих» задач и больше решит «чужих».
Уроки-упражнения, особенно при повторении, — трудные уроки. Здесь учитель должен учесть фактор времени и вместе с тем повторить основное содержание темы. Это требует, чтобы на повторение выносилась продуманная система упражнений, которая обеспечивала бы глубокое и всестороннее осмысливание учебного материала.
Очень полезно также, особенно в конце года, когда повторяется весь материал, рекомендовать учащимся отыскать решения одних и тех же задач различными способами. Иногда этого можно достигнуть различными вариациями чертежа к задаче. Сначала учитель сам предлагает задачу и к ней чертеж в различных вариациях, а затем требует оформить решение задачи, исходя из предложенного чертежа.
Например, задача. «Определить площадь трапеции, у которой основания равны 60 см и 20 см, а боковые стороны — 13 см и 37 см».
Решить задачу, составляя уравнение, исходя из чертежей (рис. 7).
|
Но такая работа положительна и в другом отношении Учащиеся на подобных примерах видят, что на практике требуется непосредственное измерение на местности, выбор данных очень часто диктуется условиями местности, а потому приходится готовить данные сообразно этим условиям.
На опыте такого разнообразия решения задач мы поставили перед учащимися вопрос о сравнительной оценке каждого способа решения, степени его соответствия критерию экономии сил, изящества и простоты, одним словом предложили дать оценку качества решения.
Материалы по педагогике:
Анализ программ и учебно-методических пособий по исследуемой
теме
Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием, являются приоритетным направлением в языковом восп ...
Влияние компьютерных игр на социализацию личности детей
Компьютерные игры – порождение электронной эры и продукт массовой культуры – нашли благодатную почву для распространения в нашей стране. Зачастую в наше время дети свое свободное время проводят за компьютерными играми, засиживая в компьютерных клубах или просто дома. Это одна из важных социальных п ...
Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной
работы
В период обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы (2004 – 2005 учебный год) в музыкально-ритмические занятия были включены все виды деятельности, которые мы рассмотрели, а также уделялось особое внимание формированию интонационной выразительности речи как условия развития творческого потен ...