При подготовке к урокам повторения среди прочих вопросов нас волнует, что хуже всего усвоил ученик, в каком месте программы знания потеряли свою прочность.
Получению информации о качестве и прочности знаний программного материала перед повторительными уроками предшествует проверка выполнения той части домашнею задания, которая содержит вопросы, включенные в повторение
При подготовке к урокам заключительного повторения в конце года учитель также советуется с учащимися, какие темы необходимо повторить перед итоговой контрольной работой. Чтобы сориентировать учащихся, им предлагается список тем и типы задач, которые решались в течение года, разместить это можно в таблицах, где слева указывается изученная тема, а справа – типы соответствующих упражнений
Методика организации обобщающего повторения меняется от класса к классу. Так, если в средних классах учитель сам в форме беседы или рассказа обращает внимание учащихся на необходимость всестороннего изучения каждого понятия, явления, на взаимосвязь изучаемых понятий, то в старших классах целесообразно так организовать работу, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к открытию новых связей между усвоенными понятиями, к обобщению полученных знаний.
§4 Методы, формы и средства повторения
Формы повторения могут быть разнообразными. Среди них самостоятельная работа с учебником на уроке и беседа с классом, лекция учителя и сообщения учащихся, устные упражнения и дополнительные вопросы к решению задач и т. д. Необходимо, чтобы формы такой работы соответствовали характеру и степени трудности материала. Порция материала, предназначенного для самостоятельного повторения дома, должна быть такой, чтобы не стоял вопрос о перегрузке, а предлагаемый материал должен быть доступен всем; основную же работу надо проводить на уроке.
Большую роль для эффективности повторения играет наглядность. Каждый урок геометрии необходимо оснащать моделями, таблицами, на некоторых полезно использовать компьютер, кодоскопы, кодопозитивы, диафильмы или кинофильмы. Например, повторить признаки равенства треугольников можно посредством устного решения следующих задач. Для наглядности и экономии времени в этом случае необходимо использовать кодопозитив.
Решить задачи устно (с использованием кодопозитивов).
Чему равен отрезок ?
Дано:
.
Найти: .
Дано:
Найти:
.
Найти: .
Справочные таблицы желательно вывешивать на более длительные сроки, чтобы заучивание их материалов проходило постепенно.
Полезными для работы с учащимися являются таблицы с условиями задач, данными в виде рисунков; они составляются по какой-то теме и содержат наиболее характерные и часто встречающиеся элементы задач. К этим таблицам удобно периодически возвращаться, проводить по ним устные упражнения и ставить дополнительные вопросы. В частности, некоторые таблицы целесообразно использовать для повторения материала в классе и для самоподготовки учащихся перед соответствующими контрольными работами. По этим рисункам учащиеся могут придумывать тексты задач, что тоже полезно для повторения материала.
При повторении самое главное нужно избегать превращения какого-нибудь метода в рутину, а для повышения интереса и активности учащихся при повторении необходимо применять различные приемы и методы работы, разнообразить повторяемый материал внесением элементов новизны. Только таким путем можно устранить то противоречие, которое возникает, с одной стороны, в связи с отсутствием желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено однажды, а с другой — в связи с необходимостью повторять с целью углубления, обобщения и систематизации ранее изученного материала.
В школьной практике применяются различные методы повторения. Рассмотрим основные из них.
Беседа перед объяснением нового материала
Материалы по педагогике:
Методика обучения решению составных задач на
нахождение неизвестного по двум разностям
Задача на нахождение неизвестного по двум разностям включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значения этой пер ...
Методика проведения природоведческой беседы, виды бесед
Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. ...
Методы, способствующие повышению познавательной активности учащихся на
занятиях производственного обучения
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. ...