Данная форма организации учебного процесса широко применяется в европейских вузах, но пока не получила распространения в отечественной высшей школе.
Феномен тьюторства, происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.
Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор уже ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях; фактически, тьютор заменял студенту родителей. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.
Это хорошо демонстрирует следующий эпизод: в начале XIX века совет ректоров Оксфорда выступил с протестом против ввода немецкой модели организации учебного процесса в университетах (основывающейся на системе кафедр и учебной программе, закрепленной за кафедрой): «Отмена тьюторства, - писали они в своей петиции, - будет подменять образование информацией, а религию - псевдоученостью». Тьюторство считалось формой неформальной передачи знаний.
Сегодня примерно 90% занятий в Оксфордском и 75% в Кембриджском университете проводится тьютором с одним или двумя студентами.
Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является образовательная рефлексия. Образовательная рефлексия — это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс — тьютор.
Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:
Собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года (культурный тренд);
Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу, в том числе, в каникулярное время (соединение культурного и индивидуального);
Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова (индивидуальный тренд).
Репетитор — это частный учитель, специалист в узкой области знаний, владеющий эффективными методиками обучения.
Основные отличия профессии репетитора:
Как правило, репетитор работает с людьми, осознающими необходимость получения новых знаний и умений и достаточно для этого мотивированными.
Часто обучение с репетитором привязано к школьным или вузовским учебным программам. Репетитор начальных классов сможет заинтересовать младшего школьника предметом и процессом обучения. Ученику средней и старшей школы репетитор поможет догнать учебную программу, дополнительно выучить иностранные языки, успешно сдать экзамены или подготовиться к поступлению в ВУЗ.
Как правило, программа обучения с репетитором имеет четкие временные границы, обусловленные поставленным в начале обучения целям. Репетитор поможет поступить в престижный университет, сдать ответственный экзамен, кандидатский минимум, языковой тест, приобрести знания и навыки, необходимые для определенной деятельности.
Материалы по педагогике:
Проект электронного практикума по дисциплине «Операционные системы среды и
оболочки»
Для создания электронного практикума, была взята программа Ebook Maestro. Это универсальная программа для создания цифровых информационных продуктов (таких как электронные книги, презентации, журналы, альбомы, галереи, руководства, оффлайн web-сайты, отчеты, тренировочные курсы, тесты, опросники и ...
Характерные особенности Европейской кредитно-трансфертной
системы накопления - ECTS
Исторически система ECTS первоначально была разработана по программе SOCRATES/ERASMUS (1988-1995) и прошла испытательный срок в течение б лет по пилотной схеме, в которой участвовали 145 вузов во всех странах Совета Европы, охватывая 5 образовательных областей: MBA (Business Administration), химия, ...
Понятие индивидуальной формы обучения
Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному приемнику, занимаясь с ним индивидуальн ...