BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей

Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей

Страница 1

Вопрос о специальном обучении слабослышащих детей имеет длительную историю. На протяжении нескольких столетий, начиная с первых упоминаний в научных трактатах о детях с частичной потерей слуха (XVI в.) этот вопрос неоднократно поднимался представителями разных наук – врачами, педагогами, психологами – и как самостоятельный, и как зависимый от других вопросов.

В исследованиях по истории сурдопедагогики отмечается, что первично мысль о разном уровне потери слуха у людей, а также о влиянии на состояние речи ребенка времени потери или нарушения слуха была высказана выдающимся ученым эпохи Возрождения Джероламо Кардано, который обратил внимание и на то, что слуховой анализатор может быть нарушен в различной степени. В связи с этим Д. Кардано можно считать первым, чьи научные изыскания способствовали возникновению и развитию особого подхода к так называемым полуглухим детям.

В XVII в. привлечению внимания к проблеме неоднородности категории детей с недостатками слуха способствовало то, что врачи от анатомического изучения слуха перешли к его физиологическому изучению. Накоплению данных о физиологии органа слуха и начавшаяся практика индивидуального обучения акупатов способствовали накоплению наблюдений, которые создавали условия для построения их классификации по степени остаточного слуха, что в свою очередь, приближало к практической постановке вопроса о дифференцированном обучении детей с недостатками слуха.

Относительная сложность выделения и определения категории слабослышащих была важнейшей причиной того, что практическое решение вопроса об их специальном организованном обучении длительное время оставалось проблематичным находилось в плоскости теоретического обсуждения. Особенно остро необходимость практического решения этого вопроса стала выявляться после того, как от практики индивидуального обучения глухонемых стали переходить к коллективному. Первые школы для этой категории детей с недостатками слуха стали открываться в Западной Европе во второй половине XVIII в., а в России – в начале XIX в.

Первым среди русских сурдопедагогов, кто поставил вопрос о необходимости дифференцированного обучения детей с недостатками слуха, был В.И. Флери, директор и наставник Санкт-Петербургского училища для глухонемых (1835). К необходимости раздельного обучения глухих и «полуглухих» он подошел, прежде всего, как учитель-практик, стремившийся реализовать идею об обучении своих воспитанников устной речи. Наблюдения подводили его к мысли о зависимости успехов воспитанников в овладении произносительными навыками от состояния их слуха, что в свою очередь, рождало идею о целесообразности выделения детей, частично сохранивших слуховую функцию, в так называемые «слуховые классы».

Практика создания «слуховых классов» носила противоречивый характер, который подробно описывается Р.М. Боскис в книге «Основы специального обучения слабослышащих детей». В литературе имеются сведения и о других попытках решения проблемы дифференцированного обучения школьников, а именно на основе их разграничения не только по состоянию слуха, но и по уровню интеллектуального развития. В качестве такого примера Р.М. Боскис указывает на датскую систему комплектования школ для детей с нарушенным слухом.

Несмотря на неудачу в первых попытках практического решения вопроса специального обучения слабослышащих, следует отметить, что положительным было то, что на протяжении XIX века сложилось и окрепло мнение о необходимости такого обучения, поскольку и врачами и сурдопедагогами было обращено внимание на значительную неоднородность детей-акупатов.

Сложная ситуация, которая складывалась из-за очень неоднородного состава учащихся в училищах для глухонемых, неудачный опыт обучения слабослышащих вместе с логопатами или умственно отсталыми, накопление и анализ медицинских фактов, педагогических наблюдений – все это оказало свое влияние на то, что на рубеже XIX и XX веков были предприняты первые попытки решения вопроса о специальном обучении слабослышащих в классах и в школах, предназначенных только для этих детей. Этому во многом способствовала деятельность Ф.А. Рау, предложившего исследовать состояние слуха у всех детей, которые поступали в школы массового типа. Сначала для выявленных детей со сниженным слухом создавались группы по обучению чтению с губ, а затем и школы.

В России на рубеже XIX и XX вв. для слабослышащих были открыты один класс при детском саде в Москве (1900 г.) и одна небольшая школа в Санкт - Петербурге (1902 г.). Основная масса слабослышащих школьников (из числа охваченных обучением) продолжала оставаться в массовых школах, школах для глухонемых и умственно отсталых.

Вопрос о дифференцированном обучении детей с нарушениями слуха продолжал обсуждаться в среде учителей и врачей на международных конгрессах и Всероссийских съездах сурдопедагогов в конце XIX в. и в начале XX в., что привлекло внимание общественности. Это было свидетельством его актуальности, однако практическое решение вопроса продолжало оставаться таким, как было указано выше.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Детский музей как фактор формирования исторического мышления
Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны. С одной стороны, это демократизация политической и общественной жизни, освободившая музеи от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. С другой стороны, рыночная экономика, диктующая свои з ...

Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово - это такая единица язы ...

Общие рекомендации по проверке работ учеников 8 класса ВЗМШ
В данном параграфе мы постараемся дать общие рекомендации по написанию указаний к наиболее часто встречающимся видам ошибок. Опираясь на анализ работ учеников 8 класса заочной школы ВЗМШ, проведенный во втором параграфе, можно выделить следующие группы типичных ошибок: 1) Необоснованное обобщение. ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru