Проблема формирования интонационной выразительности речи слабослышащих школьников как условие развития творческого потенциала привлекала внимание многих педагогов и психологов, как отечественных, так и зарубежных. При нарушении слуха в развитии устной речи наблюдаются многочисленные отклонения и дефекты, которые не только затрудняют понимание речи слабослышащих окружающими, но и негативно влияют на эффективность их обучения, воспитания, социальной реабилитации и развитие творческого потенциала. И одной из важных проблем школы слабослышащих, является успешное формирование интонационной выразительности на музыкально-ритмических занятиях. Только при правильной подготовке и организации музыкально-ритмических занятий можно достигнуть хороших результатов развития слабослышащих школьников. Это и определило выбор темы дипломной работы «Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников».
Объект исследования – процесс формирования интонационной выразительности речи у слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях.
Предмет исследования – интонационная выразительность как условие развития творческого потенциала слабослышащих школьников.
Цель исследования – найти наиболее эффективные методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи как условия развития творческого потенциала слабослышащих школьников
Гипотеза исследования. Взаимодействие музыки, движений, устной речи и элементов нетрадиционных методов коррекционной педагогики в различных сочетаниях выступают как необходимые условия формирования интонационной выразительности речи и творческого потенциала слабослышащих детей.
В соответствии с темой, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать степень разработанности данной проблемы в педагогической теории;
- выявить и обосновать условия развития творческого потенциала слабослышащих школьников;
- обосновать интеграцию музыкально-ритмических занятий с учебными предметами и различными видами искусства в процессе формирования интонационной выразительности речи слабослышащих школьников. На основании этого составить план дальнейшей работы.
- провести исследование в рамках начальной школы и обосновать условия формирования интонационной выразительности речи на музыкально-ритмических занятиях;
- на основе полученных результатов сделать выводы, проверить эффективность описанных условий.
Методологической основой исследования: теория построения специального педагогического процесса в школе слабослышащих (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Л.В. Назарова, Л.П. Назарова, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау, Ф.А. Рау, и др).
Исследовательская работа проводилась в специальном (коррекционном) образовательном учреждении школе- интернате № 15 (I, II вида), в которой принимали участие слабослышащие школьники 2 - 4 классов. Проводилось изучение особенностей и условий успешного формирования интонационной выразительности речи и развития творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях. Проанализировав полученные результаты, были сделаны выводы. Результаты работы получили одобрение и признание на семинаре для завучей коррекционных школ и логопедов города на тему: «Новые подходы в активизации устной коммуникации в работе с глухими и слабослышащими детьми». Семинар для директоров учреждений общественного воспитания Томской области «Элементы нетрадиционных методов коррекционной педагогики на музыкально-ритмических занятиях».
Материалы по педагогике:
Учитель как личность
Мы говорили в детстве: "Учитель-это вторая мама"…Наши ассоциации со школой, с учебой во многом зависят от первого учителя. Образ первого учителя у всех воспринимается по-разному, так как первые учителя у всех были разные. Кто-то до сих пор помнит свой страх перед учителем, потому что этот ...
Критерии оценки качества работы преподавателей
Основными принципами при оценке качества работы являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к преподавателю. Нормативной основой для оценки качества работы преподавателя являются квалификационные требования к должностям профессорско-препо ...
Специфика метода фокальных объектов
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения. Другие названи ...