BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Страница 1

Проведение историко-педагогического анализа проблемы обучения слабослышащих школьников, описанного в 1 главе дипломной работы, позволяет вычленить следующие теоретические положения организации опытно-экспериментальной работы по формированию интонационной выразительности речи как условия развития творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях:

Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефектах и о роли вторичного дефекта в развитии личности слабослышащих школьников;

о творческом потенциале личности как совокупности: отдельных черт характера; особенностей мотивационной сферы; особенностей эмоциональной сферы; особенностей самосознания и интеллекта. При этом способности имеют место только в области самосознания и интеллекта, а все остальные компоненты творческого потенциала – неспособностные психические образования, становление которых у человека имеет свои, специфические законы;

музыкально-ритмические занятия, являясь частью образовательно-коррекционного процесса, играют важную роль в достижении слабослышащим школьником определенного уровня личностного и речевого развития, способствующего приобщению его к духовной культуре общества, социальной адаптации.

Выразительность является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения слабослышащего школьника к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения и является следствием понимания того, о чем говорится. Одной из характеристик выразительности речи выступает эмоциональность, которая проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. С помощью музыкально-ритмических занятий совершенствуются творческие способности детей. Все виды музыкальной деятельности - восприятие музыкальных произведений, их исполнение, создание - по своему психологическому механизму связаны с развитием воображения, речи и творчества.

Исследование осуществлялось в три этапа (констатирующий, формирующий и обобщающий) на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения школы-интерната № 15 (I-II вида) г. Томска. Цель – выявление форм, методов и способов формирования интонационной выразительности речи слабослышащих школьников 2-4 классов на музыкально-ритмических занятиях.

На констатирующем этапе нам необходимо было выявить состояние слухового восприятия; уровень сформированности выразительности речи; степень обученности обучающихся; состояние произносительных навыков; умения школьников сосредоточить свое внимание на выполнение движений; характер ответной двигательной реакции на звуковой сигнал; уровень развития слуховой и слухо-зрительной памяти; умственных и творческих способностей. Учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности слабослышащих школьников, для выявления уровня их развития по намеченным показателям мы применяли систему индивидуального оценивания.

Выявленные показатели для удобства интерпретации мы занесли в таблицы с именами школьников, в которых можно увидеть состояние их двигательных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, мышления, внимания, интонации речи, творческих способностей с учетом возрастных особенностей контингента.

Для характеристики двигательных навыков мы выбрали следующие критерии по показателям: ходьба, бег, прыжки, ритмичность, пластичность, координированность движений, ориентировка в пространстве.

Критерии для оценки двигательных навыков. Таблица № 1

-выполняет самостоятельно, правильно, навыки сформированы;

- выполняет нечетко, недостаточно хорошо, навыки требуют коррекции;

- выполняет нечетко, глядя на остальных по подражанию, навыки не сформированы

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru