BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Страница 1

Проведение историко-педагогического анализа проблемы обучения слабослышащих школьников, описанного в 1 главе дипломной работы, позволяет вычленить следующие теоретические положения организации опытно-экспериментальной работы по формированию интонационной выразительности речи как условия развития творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях:

Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефектах и о роли вторичного дефекта в развитии личности слабослышащих школьников;

о творческом потенциале личности как совокупности: отдельных черт характера; особенностей мотивационной сферы; особенностей эмоциональной сферы; особенностей самосознания и интеллекта. При этом способности имеют место только в области самосознания и интеллекта, а все остальные компоненты творческого потенциала – неспособностные психические образования, становление которых у человека имеет свои, специфические законы;

музыкально-ритмические занятия, являясь частью образовательно-коррекционного процесса, играют важную роль в достижении слабослышащим школьником определенного уровня личностного и речевого развития, способствующего приобщению его к духовной культуре общества, социальной адаптации.

Выразительность является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения слабослышащего школьника к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения и является следствием понимания того, о чем говорится. Одной из характеристик выразительности речи выступает эмоциональность, которая проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. С помощью музыкально-ритмических занятий совершенствуются творческие способности детей. Все виды музыкальной деятельности - восприятие музыкальных произведений, их исполнение, создание - по своему психологическому механизму связаны с развитием воображения, речи и творчества.

Исследование осуществлялось в три этапа (констатирующий, формирующий и обобщающий) на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения школы-интерната № 15 (I-II вида) г. Томска. Цель – выявление форм, методов и способов формирования интонационной выразительности речи слабослышащих школьников 2-4 классов на музыкально-ритмических занятиях.

На констатирующем этапе нам необходимо было выявить состояние слухового восприятия; уровень сформированности выразительности речи; степень обученности обучающихся; состояние произносительных навыков; умения школьников сосредоточить свое внимание на выполнение движений; характер ответной двигательной реакции на звуковой сигнал; уровень развития слуховой и слухо-зрительной памяти; умственных и творческих способностей. Учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности слабослышащих школьников, для выявления уровня их развития по намеченным показателям мы применяли систему индивидуального оценивания.

Выявленные показатели для удобства интерпретации мы занесли в таблицы с именами школьников, в которых можно увидеть состояние их двигательных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, мышления, внимания, интонации речи, творческих способностей с учетом возрастных особенностей контингента.

Для характеристики двигательных навыков мы выбрали следующие критерии по показателям: ходьба, бег, прыжки, ритмичность, пластичность, координированность движений, ориентировка в пространстве.

Критерии для оценки двигательных навыков. Таблица № 1

-выполняет самостоятельно, правильно, навыки сформированы;

- выполняет нечетко, недостаточно хорошо, навыки требуют коррекции;

- выполняет нечетко, глядя на остальных по подражанию, навыки не сформированы

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Пути формирования мотивации
Мотивацию как верный путь достижения успеха западные психологи изучают тщательнее других проблем. Знаток искусства общения с людьми Дейл Карнеги утверждает: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить человека захотеть это сделать. Для того, чтобы учащийся по-настояще ...

Понятие социально-педагогической поддержки
Понятие "поддержка" введено в педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах А.Т. Анохина, А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, Н.А. Галагузовой, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, А.Г. Лидерс, Л.Я. Олиференко, Л.А. Петровской, Е.Н. Шиянова, Т.И. Шульги ...

Мультимедиа курсы как наиболее эффективные средства изучения дисциплин в вузах
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов. Для ор ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru