Проведение историко-педагогического анализа проблемы обучения слабослышащих школьников, описанного в 1 главе дипломной работы, позволяет вычленить следующие теоретические положения организации опытно-экспериментальной работы по формированию интонационной выразительности речи как условия развития творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях:
Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефектах и о роли вторичного дефекта в развитии личности слабослышащих школьников;
о творческом потенциале личности как совокупности: отдельных черт характера; особенностей мотивационной сферы; особенностей эмоциональной сферы; особенностей самосознания и интеллекта. При этом способности имеют место только в области самосознания и интеллекта, а все остальные компоненты творческого потенциала – неспособностные психические образования, становление которых у человека имеет свои, специфические законы;
музыкально-ритмические занятия, являясь частью образовательно-коррекционного процесса, играют важную роль в достижении слабослышащим школьником определенного уровня личностного и речевого развития, способствующего приобщению его к духовной культуре общества, социальной адаптации.
Выразительность является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения слабослышащего школьника к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения и является следствием понимания того, о чем говорится. Одной из характеристик выразительности речи выступает эмоциональность, которая проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. С помощью музыкально-ритмических занятий совершенствуются творческие способности детей. Все виды музыкальной деятельности - восприятие музыкальных произведений, их исполнение, создание - по своему психологическому механизму связаны с развитием воображения, речи и творчества.
Исследование осуществлялось в три этапа (констатирующий, формирующий и обобщающий) на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения школы-интерната № 15 (I-II вида) г. Томска. Цель – выявление форм, методов и способов формирования интонационной выразительности речи слабослышащих школьников 2-4 классов на музыкально-ритмических занятиях.
На констатирующем этапе нам необходимо было выявить состояние слухового восприятия; уровень сформированности выразительности речи; степень обученности обучающихся; состояние произносительных навыков; умения школьников сосредоточить свое внимание на выполнение движений; характер ответной двигательной реакции на звуковой сигнал; уровень развития слуховой и слухо-зрительной памяти; умственных и творческих способностей. Учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности слабослышащих школьников, для выявления уровня их развития по намеченным показателям мы применяли систему индивидуального оценивания.
Выявленные показатели для удобства интерпретации мы занесли в таблицы с именами школьников, в которых можно увидеть состояние их двигательных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, мышления, внимания, интонации речи, творческих способностей с учетом возрастных особенностей контингента.
Для характеристики двигательных навыков мы выбрали следующие критерии по показателям: ходьба, бег, прыжки, ритмичность, пластичность, координированность движений, ориентировка в пространстве.
Критерии для оценки двигательных навыков. Таблица № 1
-выполняет самостоятельно, правильно, навыки сформированы;
- выполняет нечетко, недостаточно хорошо, навыки требуют коррекции;
- выполняет нечетко, глядя на остальных по подражанию, навыки не сформированы
Материалы по педагогике:
Проектное обоснование
программы « Мир сказок »
Программа «Мир сказок» была разработана и апробирована в керамической студии гимназии № 6 г. Солнечногорска. Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующих эстетический и этический вкус ребенка, а также развивающих чувс ...
Методические рекомендации по изучению темы
«Системы счисления»
Ученики, безусловно, знакомы с записью чисел как римскими, так и арабскими цифрами. Они привыкли видеть римские цифры в обозначении глав в книге, в указании столетий (XX в.) и в некоторых других нумерациях. Математические расчеты они всегда производили в арабской системе чисел. В данной теме учител ...
Историография
Поставленная в настоящей работе проблема изучена в отечественной историографии недостаточно. Это связано с тем, что реформы высшей школы Франции в рамках Болонского процесса в настоящее время только разворачиваются, и они еще не успели стать объектом внимания исследователей. Собственно говоря, вним ...