BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Страница 5

Мы использовали формирование выразительности речи в процессе развития творческого интереса. Например, учитель вместе с детьми дает элементарную характеристику персонажам, что помогает ребенку подбирать подходящие интонации («Лиса хитренькая, тоненько говорит, ласково, но она притворяется»), и более сознательно отнестись к выбору выразительных средств. В этом школьникам большую помощь оказывали наводящие вопросы педагога. Очень важно, чтобы они были конкретными: Какой голосок у Миши? Оправдано применение подсказывающей формы вопроса, особенно если это касается выбора интонаций, так как такой прием облегчает ребенку поиск выразительного средства, помогает найти наиболее точное определение, например: как правильнее прочитать начало — медленно или быстро? Какая распевка — веселая или грустная? Как звучат слова: ласково или грубо?

Для развития интонационной выразительности речи слабослышащего школьника мы использовали в работе элементы сказкотерапии, раскрытые исследователями М.А. Повалевым и Г.Г. Чебонян. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности обучающегося. Достоинство сказок в коррекционной работе неспоримо: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, психологическая защищенность, обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогали верно строить диалоги, влияли на развитие связной, логичной речи, делали ее эмоциональной, образной, красивой. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

В театрализованной деятельности ребенок использует еще и другие средства передачи сценического образа — мимику, жест, позу, походку. Ряд приемов способствует поиску детьми разнообразных средств передачи образа, причем передачи не подражательной, а своей, индивидуальной, связанной с пластической характеристикой. Активный прием — творческие задания. Варианты таких заданий разработаны Л.С. Фурминой: подойти к однокласснику и попросить у него игрушку так, чтобы остальные могли определить, как ее попросили (вежливо, обидчиво, резко и т. п.); перейти «ручей» по камушкам от лица любого персонажа (медведя, лисички, белочки, мышки) и объяснить, как и почему он так идет. Примеры разнообразных, интересных заданий мы нашли в пособии С.С. Бухвостовой «Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Очень эффективен прием игры в лицах (по ролям) с использованием куклотерапии. Для младших классов материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки, например: про куклу «На меня вы посмотрите, и к себе домой возьмите. Буду вас любить и слушать, а зовут меня - Катюша!» пение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствующими естественности, как бы непроизвольности интонаций. Например, движения ребенка руками при словах: «Шу, полетели! На головку сели!» — вызывают у него радость в голосе, улыбку; движение пальчиками (пальчиковые игры), изображающими рога, помогает появлению интонации шутливой угрозы в голосе и соответствующей мимики (сказка «Коза рогатая»). Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки или стихотворения имени кого-либо из детей, присутствующих на уроке. При этом ни в коем случае нельзя пренебрегать влиянием оценки деятельности ребенка на уроке. Мы использовали разнообразные формы поощрений желания ребенка исправить, улучшить свой ответ, прочитать, сказать, произнести по-другому. Для формирования адекватной самооценки мы использовали технические средства обучения (магнитофон), записывали ответ ребенка и затем привлекали к самооценке, к самостоятельному объективному поиску успехов и неудач в исполнении. Дополнительные приемы — пример выразительного чтения ученика, совместное с учителем проговаривание и самостоятельное заканчивание учеником строки и др., способствующие формированию интонационной выразительности речи. Для школьников четвертого класса полезным стимулирующим приемом оказалось индивидуальное заучивание или чтение для последующего выступления перед младшими на празднике; на месячниках речи, на открытых уроках, для подарка маме, бабушке и т. д. Реальная перспектива выступить с чтением мобилизует силы ребенка, вызывает желание прочитать особенно хорошо, создает «ситуацию успеха». Приемы формирования выразительности чтения и пересказа очень разнообразны. На одном занятии используется одновременно несколько приемов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Домашнее задание по методу круговой тренировки
круговой тренировка упражнение домашний задание Использование метода круговой тренировки при выполнении домашнего задания приемлемо для детей достигших 10-ти летнего возраста, т.е. учащиеся 5-6-х классов. При отставании в развитии того или иного ученика целесообразно разработать индивидуальный комп ...

Обучение решению задач шестилеток
Работа с задачами является важным аспектом обучения математики. Для эффективной работы необходимо, чтобы каждая задача давала пищу для интенсивной умственной деятельности учащихся, а ученик приступал к ее решению, рассчитывая на успех. Вводить задачи в подготовительном классе целесообразно с некото ...

Организация заведующей ДОУ встречи с родителями
В процессе беседы с родителями заведующая решает несколько задач. Во-первых, собирает сведения о ребенке, его семье, об условиях, в которых он воспитывается, об уровне его общего развития – и решает вопрос о приеме ребенка, договариваясь о времени поступления ребенка в ДОУ. Во-вторых, заведующая зн ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru