BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Страница 4

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы внедряли эффективные, с нашей точки зрения, условия, способствующие формированию интонационной выразительности речи и развитию творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях. Учитель имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребенку в его повседневной жизни. Нужно показать ему, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми. Организовывая какое-нибудь мероприятие, учитель напоминает детям о том, как надо разговаривать. В сюжетно-ролевых играх, как «Телефон», «Встреча куклы», «Магазин», «Почта», во время экскурсий закрепляются не только слова вежливых обращений, но и их звуковая форма. «Поздоровайтесь негромко, приветливо», например: «Здравствуйте ребята - поёт учитель, здравствуйте учитель - поют ребята», затем мальчики кланяются девочкам, а девочки делают реверанс мальчикам – распевка исполняется по нотам, поступенно вверх и обратно.

Можно выделить ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Коршун и наседка», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Интонация при этом должна быть различной: например: «Эй! Пчела!- восклицательная, (правую руку резко вытянуть вверх, в сторону, радостно крикнуть.) «Где ты была?» - переходит в вопросительную, (движение, обозначающее вопрос, затем указательный жест правой рукой на кого-нибудь из учеников.) «Тут и там» - повествовательная, (указательный жест правой рукой вниз, а затем в сторону.) «Где летала?» - вопросительная, (движение, обозначающее вопрос.). «По лугам» - повествовательная, (Широкий жест правой рукой перед собой слева на право). «Что ребятам принесла?» - вопросительная, (Движение, обозначающее вопрос, затем указательный жест на себя). «Мед!»- (Поглаживать живот, на лице выражение удовольствия), ответила пчела. - Восклицательная переходит в повествовательную.(Дирижирование двумя руками.)

Путём кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи, как воспитание мягкого приветливого тона разговора. На всех занятиях учитель следит за тем, чтобы во время ответа ребенок обращался к слушателям, принимал спокойную позу, объясняет, почему это важно. Можно использовать игровое упражнение, которое заключается в том, что игрушка выполняет необходимые действия: правильно берет указку, становится к доске боком, громко называет и т. д. (игровые действия с игрушкой выполняет учитель, а постепенно «маленький учитель» - ученик). Эффективно и использование такого приема: включение показа отдельных навыков речевого общения в игру «Так или не так?». Для оценивания действий своих одноклассников детям раздаются разноцветные фишки. Правильные действия дети оценивают красной фишкой, поднимая ее, чтобы видели все, неправильные синей.

В целях формирования выразительности речи мы многократно использовали прием словесных упражнений. Для этого предлагали детям повторять (хором или индивидуально) отдельные строчки из текстов песен, обращая их внимание на неверную постановку логических ударений, на нечеткую смену темпа или силы голоса. В процессе работы по восприятию целостных речевых структур можно использовать такой вид работы, как продолжение на слух начатого учителем предложения. Этот вид работы можно провести на различном речевом материале (стихотворения, загадки, пословицы, распевки), усвоенном ранее учащимися. Работа сначала проводится учителем на ограниченном материале (одно стихотворение, 2—3 пословицы и загадки). Позднее — на материале нескольких стихотворений, большего количества загадок и пословиц, объединенных общей темой.

При формировании интонационной выразительности речи необходимо обращать внимание на темп речи, который необходим для успешного речевого общения. Восприятие темпа речи на слух зависит от степени сохранности слуха. Сохранный слух у слабослышащих школьников тоже может быть использован для работы над темпом речи. С этой целью мы применяли следующую систему работы. Первоначально слабослышащие школьники учатся определять темп речи, т. е. отличать медленный, быстрый, нормальный темп. Учитель пропевает одну и ту же музыкальную фразу в разном темпе и выясняет, как она звучит: одинаково, по-разному. После положительного ответа учащихся учитель поет музыкальную фразу быстро, показывает табличку с этим словом и отхлопывает ритм. Раздает всем таблички со словами быстро, медленно, нормально. Предлагает прослушать музыкальную фразу в медленном темпе с показом соответствующей таблички и отхлопыванием ритма. После различений ряда пропетых музыкальных фраз в быстром и медленном темпе, можно перейти к различению фразы в нормальном темпе и сопоставлению их с быстрым и медленным темпом. В последующем зрение учащихся изолируется - экраном и проводится аналогичная работа на слух.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru