BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Страница 8

Следующий вид упражнений – выработка у детей быстрой реакции на звуковой сигнал. Дети учатся воспринимать на слух неожиданный акцент на фоне ровного звучания музыки и давать на него ответную реакцию условными движениями. Эти упражнения включают переход к выполнению другого действия, к выполнению задания по группам, к прекращению действия. Например, дети идут по кругу, при неожиданном акценте делают поворот в другую сторону или легкое приседание. При этом учащиеся воспринимают звучание музыки сначала стоя лицом к инструменту ( слухо-зрительно), а затем – спиной к нему ( на слух), сначала вблизи, затем на определенном расстоянии от инструмента.

Кроме того, проводятся упражнения по различению на слух равномерно повторяющихся акцентов при звучании марша, вальса, польки. В ходе этих упражнений дети учатся равномерно или акцентировано выделять отдельные движения, совпадающие с сильной первой долей музыкального такта, и ослаблять их с переходом на безударные доли. При этом можно добиться полной согласованности индивидуальных и коллективных действий учащихся. Например, дети стоят парами в кругу или в колонне лицом друг другу. Звучит марш. При акценте на «раз» дети берутся правыми руками, а на счет «два-три-четыре» меняются местами. При акценте в следующем такте берутся левыми руками и опять меняются местами.

На уроках ритмики проводятся также различные игры: на развитие внимания (зрительного, слухового), на быстроту двигательной реакции, на ориентировку в пространстве, а также игры – драматизации. В качестве примера, игра с мечами, способствующая выработке быстрой двигательной реакции. Дети сидят в двух шеренгах друг против друга на расстоянии 4-5 шагов между шеренгами. В каждой шеренге по три мяча и одинаковое число учащихся. По сигналу (громкий аккорд) воспринятому на слух, учащиеся начинают поочередно передавать друг другу мячи с одного края шеренги на другой. Та шеренга, которая быстрее передала мячи последнему участнику, считается выигравшей (мячи на пол ронять нельзя). По последующему звуковому сигналу игра возобновляется, при этом мячи передаются в обратную сторону.

Содержанием уроков ритмики является также разучивание танцев, которые, как и другие виды упражнений, способствуют выработке осанки, выразительности движений под музыку, которую учащиеся воспринимают на слух, художественного воспитания учащихся, развитию их вкуса. Танец последовательно усложняется . Сначала дети подражают учителю, выполняя вместе с ним простейшие танцевальные движения. Овладев элементарными танцевальными движениями, они переходят к самостоятельному танцу, в котором используют полученные ими двигательные навыки, дополняя их своими движениями.

Для развития воображения детей, их способности к перевоплощению на занятиях ритмикой детям предлагается исполнить этюды – картинки. Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой речи используются и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка, мячик, сигнальные карточки для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Также используются на занятиях ритмики детские звучащие инструменты: металлофоны, барабаны и др., а также любые другие звучащие предметы: погремушки, дудки, колокольчики, треугольники, ложки, самодельные коробки с горохом. Большинство упражнений со звучащими инструментами проводится в сопровождении фортепиано. Упражнения на детских звучащих инструментах развивают чувство ритма, повышают внимание детей, скорость реакции, развивают способность дифференцировать на слух.

Вначале дети знакомятся с каждым инструментом и с его возможностями в отдельности, учатся обращению с ними. Они упражняются в реакции на музыку (совместное начало и окончание звучания, передача динамических оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование темпов). Такие упражнения многократно повторяются, их сложность постепенно нарастает, развивается навык обращения с инструментами и чувство ритма. Упражнения с инструментами можно выполнять сидя на полу или на стульях, стоя, в движении – поодиночке, парами, группами, целым классом. Сначала все упражнения на одном и том же инструменте, воспроизводят ритмы хорошо знакомых музыкальных произведений, при этом дети должны обнаружить понимание сильной доли такта, слабых долей, простых мелких долей. Пониманию сильных долей способствует освоение такого инструмента как барабан. Дети учатся правильно держать полочки, мягко ударять ими по звучащей поверхности. С палочками выполняют различные упражнения: ударяют их друг о друга, об пол, о другой предмет, вслушиваясь в звучание. Барабан используют и для развития мелкой моторики путем таких упражнений, как щелчки разными пальцами, удары кончиками или косточками пальцев, свободные удары тыльной стороной ладони. Все упражнения надо учиться выполнять и правой и левой рукой.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Методика обучения английскому языку как второму иностранному разработанная с учетом результатов исследования
Английский язык, как второй иностранный язык, изучается на базе углубленного изучения французского или немецкого языка с первого класса. Изучение начинается с шестого класса, когда у учеников уже сформированы навыки и умения на первом иностранном языке. В течение шести лет учащиеся имеют два часа в ...

Культура и быт русского народа в экспозициях школьных музеев
Музей крестьянского быта в школе №37 официально был открыт 21 октября 2003 г. Причиной его создания послужила программа М.Ю. Новицкой «Родная земля», опубликованная в сборнике курсов для учителей образовательных учреждений. После прочтения этого сборника Романцова Надежда Ивановна (будущий руководи ...

Учитель как личность
Мы говорили в детстве: "Учитель-это вторая мама"…Наши ассоциации со школой, с учебой во многом зависят от первого учителя. Образ первого учителя у всех воспринимается по-разному, так как первые учителя у всех были разные. Кто-то до сих пор помнит свой страх перед учителем, потому что этот ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru