BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате № 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих школьников

Страница 8

Следующий вид упражнений – выработка у детей быстрой реакции на звуковой сигнал. Дети учатся воспринимать на слух неожиданный акцент на фоне ровного звучания музыки и давать на него ответную реакцию условными движениями. Эти упражнения включают переход к выполнению другого действия, к выполнению задания по группам, к прекращению действия. Например, дети идут по кругу, при неожиданном акценте делают поворот в другую сторону или легкое приседание. При этом учащиеся воспринимают звучание музыки сначала стоя лицом к инструменту ( слухо-зрительно), а затем – спиной к нему ( на слух), сначала вблизи, затем на определенном расстоянии от инструмента.

Кроме того, проводятся упражнения по различению на слух равномерно повторяющихся акцентов при звучании марша, вальса, польки. В ходе этих упражнений дети учатся равномерно или акцентировано выделять отдельные движения, совпадающие с сильной первой долей музыкального такта, и ослаблять их с переходом на безударные доли. При этом можно добиться полной согласованности индивидуальных и коллективных действий учащихся. Например, дети стоят парами в кругу или в колонне лицом друг другу. Звучит марш. При акценте на «раз» дети берутся правыми руками, а на счет «два-три-четыре» меняются местами. При акценте в следующем такте берутся левыми руками и опять меняются местами.

На уроках ритмики проводятся также различные игры: на развитие внимания (зрительного, слухового), на быстроту двигательной реакции, на ориентировку в пространстве, а также игры – драматизации. В качестве примера, игра с мечами, способствующая выработке быстрой двигательной реакции. Дети сидят в двух шеренгах друг против друга на расстоянии 4-5 шагов между шеренгами. В каждой шеренге по три мяча и одинаковое число учащихся. По сигналу (громкий аккорд) воспринятому на слух, учащиеся начинают поочередно передавать друг другу мячи с одного края шеренги на другой. Та шеренга, которая быстрее передала мячи последнему участнику, считается выигравшей (мячи на пол ронять нельзя). По последующему звуковому сигналу игра возобновляется, при этом мячи передаются в обратную сторону.

Содержанием уроков ритмики является также разучивание танцев, которые, как и другие виды упражнений, способствуют выработке осанки, выразительности движений под музыку, которую учащиеся воспринимают на слух, художественного воспитания учащихся, развитию их вкуса. Танец последовательно усложняется . Сначала дети подражают учителю, выполняя вместе с ним простейшие танцевальные движения. Овладев элементарными танцевальными движениями, они переходят к самостоятельному танцу, в котором используют полученные ими двигательные навыки, дополняя их своими движениями.

Для развития воображения детей, их способности к перевоплощению на занятиях ритмикой детям предлагается исполнить этюды – картинки. Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой речи используются и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка, мячик, сигнальные карточки для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Также используются на занятиях ритмики детские звучащие инструменты: металлофоны, барабаны и др., а также любые другие звучащие предметы: погремушки, дудки, колокольчики, треугольники, ложки, самодельные коробки с горохом. Большинство упражнений со звучащими инструментами проводится в сопровождении фортепиано. Упражнения на детских звучащих инструментах развивают чувство ритма, повышают внимание детей, скорость реакции, развивают способность дифференцировать на слух.

Вначале дети знакомятся с каждым инструментом и с его возможностями в отдельности, учатся обращению с ними. Они упражняются в реакции на музыку (совместное начало и окончание звучания, передача динамических оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование темпов). Такие упражнения многократно повторяются, их сложность постепенно нарастает, развивается навык обращения с инструментами и чувство ритма. Упражнения с инструментами можно выполнять сидя на полу или на стульях, стоя, в движении – поодиночке, парами, группами, целым классом. Сначала все упражнения на одном и том же инструменте, воспроизводят ритмы хорошо знакомых музыкальных произведений, при этом дети должны обнаружить понимание сильной доли такта, слабых долей, простых мелких долей. Пониманию сильных долей способствует освоение такого инструмента как барабан. Дети учатся правильно держать полочки, мягко ударять ими по звучащей поверхности. С палочками выполняют различные упражнения: ударяют их друг о друга, об пол, о другой предмет, вслушиваясь в звучание. Барабан используют и для развития мелкой моторики путем таких упражнений, как щелчки разными пальцами, удары кончиками или косточками пальцев, свободные удары тыльной стороной ладони. Все упражнения надо учиться выполнять и правой и левой рукой.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Язык логики и его место в базовом курсе
Логика – наука, изучающая методы установления истинности или ложности одних высказываний на основе истинности или ложности других высказываний. Основы логики как науки были заложены в IV в. до н.э. древнегреческим ученым Аристотелем. Правила вывода истинности высказываний, описанные Аристотелем (си ...

Анализ программ и учебно-методических пособий по исследуемой теме
Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием, являются приоритетным направлением в языковом восп ...

Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать ок ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru