BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях

Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях

Страница 1

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может изображать конкретные явления окружающей жизни с помощью звукоподражания. Выразительность всегда присуща музыке, именно поэтому Э.В. Ильенков писал, что музыка, как и другие виды искусства, развивает не только «специфическую», но «всеобщую, универсальную способность человека, …которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания…».

Музыкально-ритмические занятия являются составной частью образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию у слабослышащих детей эмоционально-волевой сферы, совершенствованию двигательной сферы, расширению познавательных интересов, автоматизации произносительных навыков, развитию слухового восприятия, эстетических вкусов, развитию творческих способностей и личностному становлению.

На музыкально-ритмических занятиях слабослышащие школьники учатся воспринимать музыку, правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, которые разучивают их слышащие сверстники, играют на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества.

В специальных школах для слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия проводят по 2 часа в неделю с первого по четвертый класс. Решающим фактором успешности музыкально-ритмических занятий является материально-техническая и дидактическая обеспеченность образовательного процесса, включающая кабинет с соответствующим оборудованием.

Особенностью музыкально-ритмических занятий, в свете их коррекционных задач, является положительный эмоциональный фон всей деятельности учащихся, который обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планированием занятий, правильным отношением учителя к достижениям каждого ученика. В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие учащихся, чему способствуют разнообразные виды деятельности, в которые вовлекает учитель слабослышащих школьников, используя существующие педагогические методы.

Наглядный метод позволяет в конкретных художественных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и деятельности людей. Этот метод включает в себя слуховую наглядность, зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.

Словесный метод обращен к сознанию ребенка и способствует осмысленности и содержательности его деятельности. Рассказ педагога о музыке помогает детям понять ее содержание, побуждает воображение, творчество. Этот метод предусматривает объяснения, рассказы о музыке, беседы, ответы на вопросы учителя, а также собственные вопросы, которые ребенок может адресовать как учителю, так и однокласснику.

Метод практической деятельности предполагает проведение систематических целенаправленных упражнений в процессе слушания музыки, пения, выполнения музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах.

К основным задачам, реализуемым на музыкально-ритмических занятиях можно отнести следующие: развитие активного интереса и любви к музыке; развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку; нравственно-эстетическое воспитание в процессе приобщения к музыкальному искусству; обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с разнообразными произведениями; приобщение детей к различным видам музыкально - исполнительской деятельности; воспитание музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственной музыкально-исполнительской деятельности; развитие у детей творческого потенциала музыкальных способностей, побуждения к самостоятельным творческим действиям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Наблюдения за явлениями природы зимой в старшей группе
Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида: · За изменением и преобразованием объектов; · Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объек ...

Нарушение моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей младшего школьного возраста
Исследователи придавали особое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраж ...

Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru