BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях

Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях

Страница 4

Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Для того чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения. Музыка прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркого характера, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

Для развития умения слушать и воспринимать музыку важную роль играет музыкально - сенсорное воспитание ребенка. Идет работа по развитию слухового восприятия. Предлагается развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. Сенсорные способности развиваются в процессе проведения различных музыкальных дидактических игр. В них находят место звуковые сочетания, выражающие эмоционально - смысловое содержание произведения. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры иногда объединяют музыку с движением. Игровые действия диктуются развитием художественного образа и литературным текстом. Такие игры сходны с обычными хороводными, подвижными, сюжетно-ролевыми, но в их основе лежат учебные задания, которые решаются ребенком в ходе интересной увлекательной игры.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Рассказывая детям о содержании произведения, необходимо очень осторожно указывать на связь музыки с теми явлениями жизни, которые в ней отражены. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература – короткий рассказ, сказка, стихотворение. Слушая находящегося рядом исполнителя или грамзапись, ребенок с недостатками слуха воспринимает музыку по-разному. Общение с исполнителем облегчает понимание, идет ощущение вибрации инструмента, исполнитель может делать специально акценты на определенных звуках, которые трудны для восприятия ребенка. Но и грамзапись имеет свои достоинства: прослушав несколько раз в исполнении педагога какую-либо фортепьянную пьесу, дети затем с радостью воспринимают знакомую им музыку в оркестровом или камерно-ансамблевом звучании. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения.

Кроме слуховой наглядности, с той же целью – раскрыть содержание музыкального произведения для лучшего его восприятия – необходимо использовать зрительную наглядность: книжные иллюстрации, альбомы репродукций. Слушая произведение, дети должны не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из них средств ( темпа, динамики, регистра). Необходима определенная последовательность в формировании восприятия. Выделяются такие этапы: целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении , прослушивании), дифференцированное восприятие, уточнение представления, различных отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании); осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие (при завершении работы над произведением, в конце ряда занятий).

Слабослышащим обучающимся необходимо научиться дифференцировать на слух громкую и тихую музыку, уметь определить характер произведения, различать низкие и высокие регистры, плавное и отрывистое звучание, веселая или грустная музыка, вверх или вниз идет мелодия. Произведение прослушивается неоднократно и учитель делает некоторые замечания, останавливается на отдельных эпизодах, помогая тем самым детям проанализировать мелодию. Руководство процессом слушания (восприятия) детьми музыки требует от педагога инициативы и творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Основные направления работы с устаревшими словами в семье и в дошкольном учреждении
Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не способны понять значение многих слов и выражений, поэтому здесь требуется помощь взрослых. Для того ч ...

Требования к первокласснику
1 сентября 2011 года вступил в силу новый Федеральный государственный стандарт (ФГС) начального общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного ...

Понятие методологии и ее сущность
Не только педагоги-практики, нередко за понятием “методология” видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.1 Есть и другие определения ме ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru