BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях

Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях

Страница 4

Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Для того чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения. Музыка прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркого характера, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

Для развития умения слушать и воспринимать музыку важную роль играет музыкально - сенсорное воспитание ребенка. Идет работа по развитию слухового восприятия. Предлагается развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. Сенсорные способности развиваются в процессе проведения различных музыкальных дидактических игр. В них находят место звуковые сочетания, выражающие эмоционально - смысловое содержание произведения. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры иногда объединяют музыку с движением. Игровые действия диктуются развитием художественного образа и литературным текстом. Такие игры сходны с обычными хороводными, подвижными, сюжетно-ролевыми, но в их основе лежат учебные задания, которые решаются ребенком в ходе интересной увлекательной игры.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Рассказывая детям о содержании произведения, необходимо очень осторожно указывать на связь музыки с теми явлениями жизни, которые в ней отражены. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература – короткий рассказ, сказка, стихотворение. Слушая находящегося рядом исполнителя или грамзапись, ребенок с недостатками слуха воспринимает музыку по-разному. Общение с исполнителем облегчает понимание, идет ощущение вибрации инструмента, исполнитель может делать специально акценты на определенных звуках, которые трудны для восприятия ребенка. Но и грамзапись имеет свои достоинства: прослушав несколько раз в исполнении педагога какую-либо фортепьянную пьесу, дети затем с радостью воспринимают знакомую им музыку в оркестровом или камерно-ансамблевом звучании. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения.

Кроме слуховой наглядности, с той же целью – раскрыть содержание музыкального произведения для лучшего его восприятия – необходимо использовать зрительную наглядность: книжные иллюстрации, альбомы репродукций. Слушая произведение, дети должны не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из них средств ( темпа, динамики, регистра). Необходима определенная последовательность в формировании восприятия. Выделяются такие этапы: целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении , прослушивании), дифференцированное восприятие, уточнение представления, различных отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании); осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие (при завершении работы над произведением, в конце ряда занятий).

Слабослышащим обучающимся необходимо научиться дифференцировать на слух громкую и тихую музыку, уметь определить характер произведения, различать низкие и высокие регистры, плавное и отрывистое звучание, веселая или грустная музыка, вверх или вниз идет мелодия. Произведение прослушивается неоднократно и учитель делает некоторые замечания, останавливается на отдельных эпизодах, помогая тем самым детям проанализировать мелодию. Руководство процессом слушания (восприятия) детьми музыки требует от педагога инициативы и творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Закономерности роста словаря дошкольника
Характерное для детей раннего возраста "словотворчество" при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами "водопроводчик", "электрик" и др. ребенок образует "новое" слово - "г ...

Экскурсия как форма приобщения учащихся к русской культуре
Школьный музей не относится к той категории мест, посещение которого обязательно для человека. Следовательно, задача музея – привлечь внимание учащихся, заинтересовать их. Что требует разработки постоянно новых экскурсий, специфических форм работы с аудиторией . Экскурсии должны быть яркими, интере ...

Стратегии и принципы педагогической поддержки учащихся в состоянии депривации
На сегодняшний день доказано, что в любом образовательном учреждении существует некоторый набор факторов, которые приводят к депривации. Сегодня существует возможность обучать детей в разных специализированных школах, данная возможность зависит от финансовой состоятельности родителей. Однако данная ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru