BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Страница 1

Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те чувства, что вызваны образами, как при восприятии словесного или зрительного ряда. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию мира через звучащий абстрактно-музыкальный образ. Именно поэтому она мощно развивает не только интонацию, эмоции, но и интеллект человека, творческий потенциал, что необходимо слабослышащим школьникам для его гармонического развития, поскольку он живет в звуковом дефиците и многое воспринимается интуитивно.

Связь музыкально-ритмических занятий с произношением – прослеживается по таким разделам работы, как развитие речевого дыхания, голоса, отработка произношения звуков речи и их сочетаний в словах, фразах, работа над слитностью речи, воспроизведение речевого материала в заданном темпе и ритме, умение изменять высоту и силу голоса, сохранять тембр голоса без грубых его отклонений, выражать в речи интонацию и логическое ударение, то есть сделать речь слабослышащего ребенка эмоциональной и выразительной.

В упражнениях осуществляется работа над целым словом, его элементами, то есть слогами и отдельными звуками. Материалом служат звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, короткие тексты в виде пословиц, поговорок, загадок, считалок, потешек, небольших стихотворений, песен. Речевой материал проговаривается в сочетании с движениями, соединяет работу речедвигательного анализатора с общей моторикой тела. Это основная часть занятия, другая часть отводится произносительной стороне речи без макродвижений, ограничиваясь мелкой речевой моторикой. Таким образом, в процессе перехода от макродвижений к микродвижениям у детей формируется естественная речь с интонационной и ритмической выразительностью. Весь речевой материал используется как для автоматизации и коррекции произношения, так и для развития выразительности речи.

Одним из чрезвычайно сложных по своему строению, мало изученным элементом фонетической системы языка, является интонация. Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи. Она усиливает лексическое значение слов. В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых — изменение громкости и темпа произнесения, модуляция голоса и распределение пауз. Работа по формированию интонационной выразительности устной речи осуществляется в различных направлениях. Особое значение имеет интонация для различения фраз повествовательного, вопросительного, побудительного (повелительного) и восклицательного характера, а также для выражения тончайших синтаксических отношений внутри сложного предложения.

Одной из важнейших проблем для речи слабослышащих детей является недостаточная ее выразительность, которая связана как с ее восприятием на слух, так и с ее воспроизведением. Основополагающие исследования в этом направлении были проведены В. И. Бельтюковым, Ф. Ф. Pay (1956, I960). Речь слабослышащих школьников не модулирована, монотонна, лишена логического ударения. Отсутствие только одного из средств ее выразительности, в частности интонации, затрудняет понимание речи окружающими людьми. Однако следует заметить, что слабослышащие школьники могут воспринимать интонацию учителя и подражать ей. Эти возможности существенно увеличиваются при пользовании звукоусиливающей аппаратурой.

В спонтанной речи слабослышащих можно услышать некоторую модуляцию голоса (Больно! и т. д.), но эта модуляция кратковременна, примитивна, связана с эмоциональными состояниями и не обусловлена системой данного языка, как считает В. И. Бельтюков (1960). Отсутствие интонации оказывает отрицательное влияние на развитие словесно-логического мышления, т. е. не позволяет слабослышащим школьникам использовать интонацию как средство формирования речевого мышления.

Восприятие чужой речи слабослышащими школьниками тоже затруднено. Так, о громкости звучания, темпе, паузальном делении речи слабослышащий школьник может судить исходя из оптической выразительности речи и на основе тактильно-вибрационных ощущений. Еще большие трудности встречают слабослышащие школьники при восприятии интонации и логического ударения. Однако слабослышащие школьники с хорошими остатками слуха находятся в более выгодном положении, т. к. они в состоянии воспринимать громкость речи, паузы и темп не только с помощью зрения и тактильно-вибрационных ощущений, но и с помощью слуха.

Правильно организованный педагогический процесс будет способствовать формированию интонационной выразительной речи слабослышащих школьников хотя бы в элементарном виде, на уроках музыкально- ритмических занятий. Особенно доступным для восприятия на слух слабослышащим школьникам является паузальное членение фразы на синтагмы. Значимость паузального членения фразы на синтагмы заключается в том, что оно выполняет функцию соединения слов в смысловые группы и способствует установлению логических и смысловых связей в предложении. Слабослышащие дети, как отмечает В. И. Бельтюков (1960), в состоянии на слух расчленить речевой поток на смысловые группы, уловить динамический и мелодический рисунок отрезка речи. Умение группировать слова в синтагмы, отделять их друг от друга паузой является важной предпосылкой для развития словесно-логического мышления и формирования мысли у слабослышащих школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Модельное занятие №3 Исследование изменений в педагогической деятельности
Использование метода кейс-стади для организации исследования изменений в педагогической деятельности. Вопросы и задания для работы с кейсами: 1. Прочтите текст одного, или нескольких кейсов. Выразите своё понимание, или отношение к описанным ситуациям, как ситуациям изменений в деятельности педагог ...

Проблемы возрождения русской народной культуры
Сегодня не вызывает сомнения то, что воспитание гармоничной личности немыслимо в условиях отрыва от традиционной культуры. Так как традиционная культура - это бесценное сокровище народа, дающее ему возможность самовыражения и самосохранения. И в наши дни освоение фольклора, традиционных русских рем ...

Реализация принципа динамического баланса в педагогическом процессе ВУЗа
Сложная система – это многоуровневое образование, состоящее из многих взаимодействующих и взаимодополняющих частей, составляющих единое целое. Вполне правомерно назвать сложной системой педагогический, в том числе образовательный процесс. Его составными частями являются психологические и дидактичес ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru