BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Страница 3

Рассматривая вопрос о формировании интонационной выразительности речи, необходимо иметь в виду две стороны этого понятия: естественная и эмоцилнальная. Естественная выразительность повседневной речи; произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения, составленного самим ребенком по заданию пересказа, стихотворения, текста). Выразительность речи является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Она возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения, и является следствием понимания того, о чем говорится.

Эмоциональность проявляется прежде всего в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. Дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, не удовольствие), которые они многократно пережили в своем опыте. Дети, чем старше должны учиться выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.). Очень важной задачей является развитие у слабослышащего обучающегося самостоятельности, творческой инициативы. В начальной школе одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.).

Одним из главных средств формирования выразительности речи можно рассматривать пение. Голос поддается реабилитации легче, чем слух. Можно научить пользоваться голосом слабослышащего человека, но речь его будет интонационно бедной, не окрашенной эмоционально. На ее выразительность, тембровое богатство благотворно влияет музыкальная речь, т. е. пение. Развитие певческого голоса начинается очень рано, с пения слогов фонетической ритмики, попевок, детских песенок, прибауток. Пение укрепляет голосовые связки, способствует увеличению диапазона голоса - от одного звука до полутора октав, обогащается эмоциональная и тембровая окраска голоса, улучшается дикция, дыхание. И что особенно привлекательно через пение песен педагог имеет возможность вывести ученика на более высокую ступень духовного развития. Сочувствие - это то, что возникает от соприкосновения с чувствами другой души. Чувства можно развивать, сочувствию нужно учиться.

Всякая музыка прежде всего язык чувств. Слушание вокальная музыки легче, доступнее обнажает чувства через словесно-поэтический образ, формируя эмоциональный облик человеческой души и рождая сочувствие. В среде слышащих редко встречаются те, кто никак не поет и не любит слушать пение. Таких людей можно определить как достаточно черствых, душевно обделенных. Слабослышащие школьники воспринимающие речь собеседника слухо-зрительно, как правило, не улавливают на слух интонационное богатство речи, особенно самые тонкие, тихие интонации и эмоции. Они легче слышат и подражают эмоциям ярким, бурным, формирующим характер нервный, но неглубокий. Реабилитацию самых нежных чувств и интонационной выразительности речи, можно начать с выразительного пения. Первые же песни слабослышащих школьников - это песни из детства. Затем интонационная и эмоциональная проработка детских песенок и: сборников сольфеджио, а позже пение песен. Вокальная литература содержит в себе полную энциклопедию человеческих чувств, и освоение ее незаменимо для формирования души.

Вторая не менее важная задача при обучении пению слабослышащих состоит в том, что, пропевая поэтический текст, ребенок легко усваивает метроритмический склад родной речи, выявленный в мелодии. Постепенно формируются навыки выразительной, содержательной, верно акцентированной речи.

Особенно полезны фольклорные колыбельные, прибаутки детские песенки, которые исторически сложились из интонаций древнего распевного говора и содержат в себе верную, а подчас вариантную акцентировку родной речи. С пением легче и естественнее запоминается транскрипция гласных звуков. Все это благотворно сказывается, в конечном счете, на качестве речи слабослышащего школьника. Музыка, пение, содержащие нежную, ласковую интонацию, дают ребенку чувство радости, защищенности, покоя. Слабослышащие реагируют на шумовые звуки, и они слышат ваше пение, направленное прямо в ухо, и слышат музыку, звучащую на музыкально-ритмических занятиях. Естественно, что он слышит звуки не так, как слышащий ребенок, его звуковые анализаторы с дефектом, и ответная реакция наступает несколько позднее, поэтому необходимо проявлять педагогический такт и терпение.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение. Очень важно научить слабослышащих школьников говорить громко, но не крикливо. В связи с этим упражнения на развитие силы голоса направлены на изменение силы голоса от громкого до тихого, от громкого до среднего, затем до тихого, и наоборот. Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания; усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методические рекомендации по использованию нестандартных уроков на занятиях производственного обучения
Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, ориги ...

Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала
Данная работа написана на основе экспериментальной работы, проводимой в ДОУ №19 «Солнышко» г. Кирово-Чепецка. Нами была предпринята попытка изложить исследования деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника посредством занимательного математического мате ...

Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru