BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Страница 5

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний – музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений – нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движения. Эти двигательные упражнения положительно влияют на чувство ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Движения под музыку являются одним из эффективных методов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют собой сочетания двигательных упражнений с элементами танца. Они являются обязательным компонентом каждого занятия и проводятся под музыку, записанную на магнитофонную ленту. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку легче передать детям различные ритмы и темп звучаний, а также выработать умение двигаться синхронно. Характер движений, выполняемых под музыку различен. При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения. При работе над ритмом в движения включаются танцевальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочетании с различными движениями рук, хлопками соответствуют характеру предполагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализации произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела – наклоны вперед, в стороны, повороты; движения головы – повороты вправо, влево, вперед и назад; движения рук – поднятие вверх, вперед, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног – сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие. Характер движений также различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.

Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т.п. Все движения, отобранные для проведения по занятий фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (2-5раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуется в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная усиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания. Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Наряду с этим используется и только звуковое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов и слогов). На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами, отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения. Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно – сначала с движениями, потом без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных навыков в условиях, приближенных к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Понятие готовности
Школьное обучение - один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь д ...

Приёмы работы с пословицами на уроках чтения
Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять; представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам. К.Д. Ушинский пословица литературный чтение поговорка Выдающийся педагог К.Д. Ушинский п ...

Кружковая работа с природным материалом как форма и метод развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями
Надежда Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание на то, что «…Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический». Полученные на уроке труда умения и навыки в работе с природным материалом и инс ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru