BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Страница 4

Также необходимо формировать умения пользоваться голосом нормальной высоты. Наиболее грубым отклонением является фальцет и избирательное повышение голоса на некоторых звуках. От этого зависит мелодика речи. Особое значение имеет навык управлять движением голоса вверх-вниз для интонации. Поэтому в структуре музыкально-ритмических занятий обязательными являются упражнения направленные на формирование умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы и фразы. Очень важно в упражнениях, направленных на развитие голоса, следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Наиболее распространенным и грубым дефектом является открытая гнусавость.

Повышение и понижение голоса, изменение его силы хорошо контролируется слухом. Постоянное использование слухового восприятия при помощи звукоусиливающей аппаратуры дает возможность развить у слабослышаших подвижность голосового аппарата. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и всегда проводятся по подражанию.

Для формирования интонационной выразительности речи эффективны элементы музыкально-ритмических занятий с использованием заучивания текстов песен, распевок, четверостишей. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также с помощью заучивания и повторения знакомых текстов, игрового упражнения «Подуем на пушинки» и др.; применяются также разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Важную роль в формировании интонационной выразительности играет темп устной речи. Для разговорной речи характерно произношение 5-6 слов в секунду. Резкое отклонение от общепринятого темпового диапазона могут привести к снижению внятности. В пределах нормального темпового диапазона различают замедленный, средний и быстрый темпы. Характерной особенностью произношения слабослышащих школьников младших классов является замедленный темп устной речи. Нормализация темпа речи у слабослышащих обучающихся имеет важное значение для осуществления коммуникативной функции языка. Задачи обучения темпу речи на музыкально- ритмических занятиях составляют формирование умений: двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе; сочетать движения с проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе;. Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля. Если упражнения связаны со слоговым материалом, то темп усваивается на таких простых движениях как ходьба в медленном и быстром темпе, прыжки взмахи руками. Когда используются слогосочетания, слова, словосочетания, считалки и скороговорки, то характер движений становится более разнообразным: включаются отхлопывания, дирижирование указательным пальцем в такт проговариванию, подскоки. Проговаривание маленьких стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притоптываниями и бегом в различном темпе, от медленного к быстрому и наоборот.

Коррекция темпа движений помогает сформировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения, в свою очередь, благотворно сказывается на координации общих движений.

Еще одним из самых любимых видов деятельности школьников на музыкально-ритмических занятиях является игра на музыкальных инструментах. Это вид деятельности соединяет в своей сущности множество приемов, отрабатываемых на музыкально-ритмических занятиях.

Музыкально-ритмические уроки органически входят в работу по формированию произношения и играют существенную роль как в коррекции речи детей с недостатками слуха, так и в развитии у них естественности движений. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, оказывает положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Цель занятий: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции и произносительных навыков. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произнесения. Работа над слитностью тесно связанна с нормализацией речевого дыхания и умения управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Понятие урок в педагогике
Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки: · имеет строго обозначенные рамки учебного времени; · на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; · каждый урок отводится на изучение одного предмет ...

Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Профессиональная направленность образовательной подготовки в учреждениях начального профессионального образования оказывает на воспитательный процесс самое непосредственное влияние, поэтому при изучении условии формирования культурно-нравственных ценностей в этих учреждениях необходимо учитывать ег ...

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих
Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru