BriefEducation
Образование: теория и практика » Методы, приемы обучения и коррекции интонационной выразительности речи и их влияние на творческие способности слабослышащих учеников » Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной выразительности речи в школе слабослышащих

Страница 4

Также необходимо формировать умения пользоваться голосом нормальной высоты. Наиболее грубым отклонением является фальцет и избирательное повышение голоса на некоторых звуках. От этого зависит мелодика речи. Особое значение имеет навык управлять движением голоса вверх-вниз для интонации. Поэтому в структуре музыкально-ритмических занятий обязательными являются упражнения направленные на формирование умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы и фразы. Очень важно в упражнениях, направленных на развитие голоса, следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Наиболее распространенным и грубым дефектом является открытая гнусавость.

Повышение и понижение голоса, изменение его силы хорошо контролируется слухом. Постоянное использование слухового восприятия при помощи звукоусиливающей аппаратуры дает возможность развить у слабослышаших подвижность голосового аппарата. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и всегда проводятся по подражанию.

Для формирования интонационной выразительности речи эффективны элементы музыкально-ритмических занятий с использованием заучивания текстов песен, распевок, четверостишей. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также с помощью заучивания и повторения знакомых текстов, игрового упражнения «Подуем на пушинки» и др.; применяются также разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Важную роль в формировании интонационной выразительности играет темп устной речи. Для разговорной речи характерно произношение 5-6 слов в секунду. Резкое отклонение от общепринятого темпового диапазона могут привести к снижению внятности. В пределах нормального темпового диапазона различают замедленный, средний и быстрый темпы. Характерной особенностью произношения слабослышащих школьников младших классов является замедленный темп устной речи. Нормализация темпа речи у слабослышащих обучающихся имеет важное значение для осуществления коммуникативной функции языка. Задачи обучения темпу речи на музыкально- ритмических занятиях составляют формирование умений: двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе; сочетать движения с проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе;. Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля. Если упражнения связаны со слоговым материалом, то темп усваивается на таких простых движениях как ходьба в медленном и быстром темпе, прыжки взмахи руками. Когда используются слогосочетания, слова, словосочетания, считалки и скороговорки, то характер движений становится более разнообразным: включаются отхлопывания, дирижирование указательным пальцем в такт проговариванию, подскоки. Проговаривание маленьких стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притоптываниями и бегом в различном темпе, от медленного к быстрому и наоборот.

Коррекция темпа движений помогает сформировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения, в свою очередь, благотворно сказывается на координации общих движений.

Еще одним из самых любимых видов деятельности школьников на музыкально-ритмических занятиях является игра на музыкальных инструментах. Это вид деятельности соединяет в своей сущности множество приемов, отрабатываемых на музыкально-ритмических занятиях.

Музыкально-ритмические уроки органически входят в работу по формированию произношения и играют существенную роль как в коррекции речи детей с недостатками слуха, так и в развитии у них естественности движений. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, оказывает положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Цель занятий: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции и произносительных навыков. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произнесения. Работа над слитностью тесно связанна с нормализацией речевого дыхания и умения управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей среднего дошкольного возраста
Эмпирическое исследование проводилось на базе - МОУ ДОУ "Детский сад №378", ЦАО г. Омска. Этапы исследования: 1. констатирующий эксперимент Цель констатирующего этапа исследования: выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ...

Проблемы профессионального становления студентов из числа детей-сирот
Согласно статье 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или един ...

Формальные языки в курсе информатики
В данном разделе хотелось бы рассказать о языках, используемых при работе ЭВМ, в компьютерных информационных технологиях. Информацию, циркулирующую в компьютере, можно разделить на два вида: обрабатываемая информация (данные) и информация, управляющая работой компьютера (команды, программы, операто ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru